1. Понятие «серебряный век».
2. Особенности литературного творчества на рубеже XIX—XX веков.
3. Яркие представители серебряного века русской поэзии.
Понятия «Золотого» и серебряного веков, которыми обозначают определенные этапы развития русской литературы, прочно прижились в литературоведческой науке. Однако откуда же взялись столь поэтичные названия? Вероятно, они стали данью мифологической традиции античности.
«Золотым веком» русской литературы была эпоха А. С. Пушкина. Что же касается серебряного, то он стал знаковым культурным явлением рубежа эпох. Для этого периода характерно усиление значения личностного начала в процессе творчества, стремление преодолеть привычные рамки канонов, избавиться от сложившихся в литературе художественных штампов. Интересно отметить, что стремление вызваться за пределы традиции нередко касалось не только канонов прошлой эпохи, но и принципов того или иного литературного течения, сформировавшегося непосредственно в период, называемый серебряным веком.
Несмотря на яркую индивидуальность поэтического наследия серебряного века, можно выделить и ряд присущих ему общих черт. Так, на рубеже ве-> ков изменились тематические предпочтения поэтов. Тема природы, традиционная для русской поэзии, отошла на второй план; исторические параллели также стали менее значимыми. Поэты серебряного века охотнее обращались к вечным темам творчества: любви, жизни и смерти. Возрос интерес к мифологии, к особенностям географического и этнографического колорита; усилилось игровое, театральное начало в поэзии.
Для творчества некоторых поэтов начала века, в первую очередь символистов, характерно внимание к мимолетному мгновению. Естественно, что выражение противоречивых или переменчивых чувств требовало иного отношения к слову: место ясности и точности фраз заняли намеки и метафоры, построенные не на заметном сходстве явлений и предметов, а на фантазийных ассоциациях, возникающих в определенной психологической ситуации. Подобные новшества естественным образом предполагали и принципиально новую основу взаимоотношений: поэт — читатель. Поэты серебряного века не стремились к однозначно
Поэты достаточно широко использовали мифологические мотивы и образы, а также цитаты, которые могли быть явными или скрытыми. Обращение к мифологии характерно, например, для творчества В. Я. Брюсова, И. И. Ф. Анненского, М. И. Цветаевой. Мифологические образы в поэзии серебряного века служили для осмысления вечных психологических и философских проблем, с которыми приходится сталкиваться человеку. В поэзии начала века проявились две противоположные тенденции: использование смысловой многозначности слов и образов — внимание к точному значению слов; размытость, неопределенность композиции произведения — четкое логическое построение.
Эмоциональное воздействие поэтических произведений серебряного века во многом обусловлено их музыкальностью, которая нередко достигалась за счет фонетических созвучий и особенностей ритма; при этом порой ослабевала логическая взаимосвязь слов. Некоторые поэты использовали эффекты прерванной речи. Например, Анненский часто употреблял многоточия, а Цветаева — тире.
Нужно отметить, что две противоположные тенденции в поэзии серебряного века развивались в рамках двух направлений — символизма и акмеизма. Недосказанность, многозначность и ассоциативность были характерными чертами символизма, Среди поэтов-символистов следует отметить творчество А. Блока, И. Анненского, А. Белого. Что же касается акмеизма, то в качестве творческих принципов этого направления провозглашались четкость и логичность композиции, ясность художественного замысла произведения. Наиболее яркими представителями акмеизма являются Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам; однако следует отметить, что они в своем творчестве постепенно отошли от принципов этого направления. Кроме того, ряд видных поэтов серебряного века находился вне направлений, например М. А. Волошин, М. И. Цветаева.