Цель:
ознакомить учащихся с поэзией Серебряного века; определить основные принципы поэзии модернизма; раскрыть социальную сущность и художественную ценность новых направлений в искусстве конца XIX — начала XX вв.; совершенствовать навыки выразительного чтения; воспитывать нравственные идеалы, пробудить эстетические переживания и эмоции. оборудование: учебник, тексты стихотворений, портреты поэтов Серебряного века, опорные схемы, фото-презентация, литературоведческий (кроссвордный) диктант (ответы — на доске).
Прогнозируемые
Результаты: учащиеся составляют тезисы лекции учителя; участвуют в беседе по ранее изученному материалу; определяют основные принципы модернизма; выразительно читают и комментируют стихотворения поэтов Серебряного века, раскрывая их художественное своеобразие; интерпретирует избранные стихотворения. тип урока: урок изучения нового материала.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
Чтение учителем стихотворения Б. а. Слуцкого
ЗАТЕСАВШЕЕСЯ СТОЛЕТЬЕ
Не машинами — моторами звали те автомобили, запросто теперь с которыми — а тогда чудесны были.
Авиатором пилота, самолёт — аэропланом, даже светописью — фото звали в том столетье странном,
Что случайно затесалось
Меж двадцатым с девятнадцатым,
Девятьсотым начиналось
И окончилось семнадцатым.
♦ Какое «столетье» имеет в виду поэт? Почему он называет столетьем неполных два десятилетия? С какими изобретениями и научными теориями, кроме упомянутых Б. Слуцким, связана эта эпоха?
♦ Серебряный век… Какие мысли возникают в вашем сознании, когда вы слышите эти слова? Какие ассоциации вызывает звучание этих слов? (Серебряный век — блеск, яркость, хрупкость, мгновенность, туман, тайна, волшебство недолговечность, блики, отражение, прозрачность, свечение, сияние, дымка…)
III. Постановка цели и задач урока.
Мотивация учебной деятельности
Учитель. литература — это зеркало мира. В ней всегда отражаются в той или иной степени процессы, происходящие в обществе. В начале ХХ в. вся духовная жизнь проникнута осмыслением и отражением мира «по-новому», поиском новых необычных форм в искусстве…
Столетие назад Серебряный век был в самой силе. Его морозная пыль серебрится в нашей поэзии, живописи, театре, музыке и поныне. Современникам это время могло казаться временем упадка и заката, мы же видим его из своего нынешнего времени как эпоху буйного роста, многообразия и богатства, которым щедро, в кредит с огромной рассрочкой, наделили нас художники рубежа веков. О Серебряном веке написано много — и чем больше о нём читаешь, тем больше понимаешь принципиальную невозможность узнать его до конца. множатся грани, слышатся новые голоса, проступают неожиданные краски.
И сегодня на уроке мы узнаем о феномене Серебряного века, раскроем художественную ценность новых направлений в искусстве конца XIX — начала XX вв.
IV. Работа над темой урока
1. лекция учителя с подтверждением основных положений фото-презентацией (на доске)
(Учащиеся составляют тезисы.)
Чтение заранее подготовленным учеником стихотворения К. Бальмонта «Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце»
Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце
И синий кругозор.
Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце
И выси гор.
Я в этот мир пришёл, чтоб видеть море
И пышный цвет долин.
Я заключил миры в едином взоре,
Я властелин.
Я победил холодное забвенье,
Создав мечту мою.
Я каждый миг исполнен откровенья,
Всегда пою.
Мою мечту страданья победили,
Но я любим за то.
Кто ровен мне в моей певучей силе?
Никто, никто.
Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце,
А если день погас,
Я буду петь, я буду петь о солнце
В предсмертный час!
Итак, мы встречаемся с целой вселенной, новым богатейшим и интереснейшим миром — Серебряным веком. Появляется много новых талантливых поэтов, много новых литературных направлений. часто их называют модернистскими или декадентскими.
Слово «модернизм» в переводе с французского означает «новейший», «современный». В русском модернизме были представлены разные течения: символизм, акмеизм, футуризм и др. модернисты отрицали социальные ценности, выступали против реализма. Их целью было создание новой поэтической культуры, содействующей духовному совершенствованию человечества.
Название Серебряный век прочно закрепилось за периодом развития русского искусства конца XIX — начала XX вв. Это было время, даже для русской литературы удивительное обилием имён художников, открывавших в искусстве поистине новые пути: а. а. ахматова и О. Э. мандельштам, а. а. Блок и В. Я. Брюсов, Д. С. мережковский и м. Горький, В. В. маяковский и В. В. Хлебников. Этот перечень (разумеется, неполный) можно продолжить именами живописцев (м. а. Врубель, м. В. Нестеров, К. а. Коровин, В. а. Серов, К. а. Сомов и др.), композиторов (а. Н. Скрябин, И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев, С. В. рахманинов), философов (Н. а. Бердяев, В. В. розанов, Г. П. Федотов, П. а. Флорен ский, л. И. Шестов).
Общим у художников и мыслителей было ощущение начала новой эпохи в развитии человечества и новой эпохи в развитии культуры, искусства. Этим обусловлены напряжённые поиски новых художественных форм, которыми отмечен в истории русской литературы Серебряный век, и прежде всего возникновение новых направлений (символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм), претендовавших на наиболее полное, совершенное выражение требований, предъявляемых искусству временем. О том, как это время воспринимали и оценивали современники, позволяют судить уже названия чрезвычайно популярных тогда книг: О. Шпенглера «Закат Европы» (1918–1922), м. Нордау «Вырождение» (1896), внезапно вспыхнувший интерес к «философии пессимизма», у истоков которой стоит имя а. Шопенгауэра. Но характерно и другое: буквально носившееся в воздухе предчувствие неизбежности перемен, которые в конечном счёте окажутся благотворными для человечества. Сегодня Серебряным веком русской культуры называют исторически непродолжительный период на рубеже веков, отмеченный необыкновенным творческим подъёмом в поэзии, гуманитарных науках, живописи, музыке, театре. Впервые это название было предложено Н. а. Бердяевым. Ещё этот период называют «русским ренессансом». Вопрос о хронологических границах этого явления в литературоведении окончательно не решён.
Символизм — первое и самое крупное из модернистских течений, возникшее в России. Начало теоретическому самоопределению русского символизма было положено Д. С. Мережковским, по чьему мнению новому писательскому поколению предстояла «огромная переходная и подготовительная работа». Основными элементами этой работы Д. С. Мережковский назвал «мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности». Центральное место в этой триаде понятий было отведено символу.
В известной мере подобные черты были присущи и произведениям м. Горького — самого популярного в то время писателя-реалиста. Будучи чутким наблюдателем, он чрезвычайно выразительно воспроизводил в своих повестях, рассказах, очерках тёмные стороны русской жизни: крестьянскую дикость, мещанскую равнодушную сытость, неограниченный произвол власти (роман «Фома Гордеев», пьесы «мещане», «На дне»).
Однако с самого начала своего существования символизм оказался неоднородным течением: в его недрах оформились несколько самостоятельных группировок. По времени формирования и по особенност
Символизм обогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий. Символисты придали поэтическому слову неведомую прежде подвижность и многозначность, научили русскую поэзию открывать в слове дополнительные оттенки и грани смысла. Символизм пытался создать новую философию культуры, стремился, пройдя мучительный период переоценки ценностей, выработать новое универсальное мировоззрение. Преодолев крайности индивидуализма и субъективизма, символисты на заре XX в. по-новому поставили вопрос об общественной роли художника, начали поиск таких форм искусства, постижение которых могло бы вновь объединить людей.Литературное течение акмеизма возникло в начале 1910-х гг. и генетически было связано с символизмом. Близкие символизму в начале своего творческого пути молодые поэты посещали в 1900-е гг. «ивановские среды» — собрания на петербургской квартире Вяч. Иванова, получившей в их среде название «башня». В недрах кружка в 1906-1907 гг. постепенно сложилась группа поэтов, назвавшая себя «кружком молодых». Стимулом к их сближению была оппозиционность (пока ещё робкая) символистской поэтической практике. С одной стороны, «молодые» стремились научиться у старших коллег стихотворной технике, но с другой — хотели бы преодолеть умозрительность и утопизм символистских теорий.
Акмеизм, по мнению Н. С. Гумилёва, есть попытка заново открыть ценность человеческой жизни, отказавшись от «целомудренного» стремления символистов познать непознаваемое.
К акмеистам относились Н. С. Гумилёв, а. а. ахматова, С. м. Городецкий, О. Э. мандельштам.
Футуризм, как и символизм, был интернациональным литературным явлением (лат. {иШгитп — будущее) — общее название художественных авангардистских движений 1910-х — начала 1920-х гг., прежде всего в Италии и России.
В отличие от акмеизма, футуризм как течение в отечественной поэзии возник отнюдь не в России. Это явление целиком привнесённое с Запада, где оно зародилось и было теоретически обосновано. Футуристы проповедовали разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом XX в. Для них характерно преклонение перед действием, движением, скоростью, силой и агрессией; возвеличивание себя и презрение слабых; утверждался приоритет силы, упоение войной и разрушением. Футуристы писали манифесты, проводили вечера, на которых эти манифесты зачитывались со сцены и лишь затем — публиковались. Вечера эти обычно заканчивались горячими спорами с публикой, переходившими в драки. так течение получало свою скандальную, однако очень широкую известность. Поэты-футуристы (В. В. маяковский, В. В. Хлебников, В. В. Каменский) противопоставляли себя классической поэзии, старались найти новые поэтические ритмы и образы, создать поэзию будущего.
Поэтические течения Серебряного века
Символизм (француз., от греч. — знак, символ) — европейское литературно-художественное направление в искусстве 1870-1910 гг., универсальная философия, этика, эстетика и образ жизни этого времени.
Акмеизм (греч. акте — высшая степень чего-либо, цветущая сила) — модернистское течение в русской поэзии 1910-х гг.
Футуризм (лат. — будущее) — одно из основных авангардистских течений в европейском искусстве начала XX в.
2. Проверка уровня восприятия услышанного:
Литературоведческий (кроссвордный) диктант
Комментарий. В отличие от работы с настоящим кроссвордом кроссвордный диктант не требует приготовления специальных трафаретов. Проводится по завершению любой темы. Учитель диктует толкование слова, а учащиеся записывают под порядковым номером только само слово. таким образом проверяется уровень усвоения литературоведческих терминов.
1) Это слово означает «современный», новейший. Это новое явление в литературе и искусстве по сравнению с искусством прошлого, его целью было создание поэтической культуры, содействующей духовному возрождению человечества. (Модернизм)
2) Этим термином называют рубеж XIX–XX вв. в русской литературе. (Серебряный век)
3) Направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства. Объединяющим началом такого единства виделось искусство. Характерны «тайнопись неизречённого», недосказанность, замена образа. (Символизм)
4) Это направление провозгласило культ искусства как мастерства; отказ от мистической туманности; создание зримого, конкретного образа. (Акмеизм)
5) Это направление, отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом. (Футуризм)
6) Это слово означает «упадок», обречённость. (Декаденство)
Проверка написания слов (сверка с записью на доске)
3. Создание и решение проблемной ситуации (в группах)
Задание для 1-й группы. Вспомните и осмыслите хронику ключевых событий эпохи Серебряного века.
Задание для 2-й группы. Перечислите основные программные работы, литературные манифесты, альманахи русских символистов, акмеистов и футуристов. В чём смысл их полемики с реалистической литературой?
Задание для 3-й группы. «Когда мир раскалывается надвое, трещина проходит через сердце поэта…» (Г. Гейне). Докажите это утвер ждение поэта.
4. чтение учащимися стихотворений поэтов Серебряного века (акмеистов, символистов, футуристов) с краткими комментариями учителя
Цель — составить общее представление о поэзии Серебряного века.
1) Н. С. Гумилёв «Капитаны»
Комментарий. Поэты-модернисты отрицали социальные ценности и старались создать поэзию, призванную содействовать духовному развитию человека. Одним из наиболее известных направлений в модернистской литературе был акмеизм. акмеисты провозгласили освобождение поэзии от символистских порывов к «идеальному» и призвали вернуться от многозначности образов к материальному миру, предмету, «естеству». Но даже их поэзии были присущи склонность к эстетизму, к поэтизации чувств. Это хорошо видно на примере творчества видного представителя акмеизма, одного из лучших русских поэтов начала XX в. Н. С. Гумилёва, чьи стихотворения поражают нас красотой слова, возвышенностью созданных образов.
Сам Н. С. Гумилёв называл свою поэзию «музой дальних странствий», поэт был верен ей до конца своих дней. Знаменитая баллада «Капитаны» из принёсшего Н. С. Гумилёву широкую известность сборника стихов «Жемчуга» — это гимн людям, бросающим вызов судьбе и стихиям. Поэт предстаёт перед нами как певец романтики дальних странствий, отваги, риска, смелости:
Быстрокрылых ведут капитаны — Открыватели новых земель, Для кого не страшны ураганы, Кто изведал мальстремы и мель. чья не пылью затерянных хартий — Солью моря пропитана грудь, Кто иглой на разорванной карте Отмечает свой дерзостный путь.
2) В. Я. Брюсов «Кинжал»
Комментарий. На первом этапе существования символизма В. Я. Брюсов был главным теоретиком нового течения и его признанным лидером. Сила характера, умение подчинять жизнь поставленным целям, способность к повседневной тщательной работе — эти качества были стержневыми в личности В.