Период русской литературы, который принято называть Серебряным веком, подарил нам большое количество интереснейших поэтов. Именно в это время в искусстве ярко проявился поиск нового содержания, новых приемов, новой формы всех видов творчества. Естественно, литература не стала исключением. Для этого периода свойственен отказ от традиций и крайнее новаторство, искусство стремилось как можно полнее и достовернее отразить саму жизнь. Появляется большое количество направлений, течений, школ. Мне бы хотелось поговорить об основателе одного из литературных течений (акмеизма) Николае Степановиче Гумилеве.
Но сначала немного о самом течении. В чем же заключался принцип этого литературного направления? На самом деле, Гумилев никогда не отличался особой скромностью и взял для обозначения своего творчества греческий корень acme -высшая степень чего-либо, расцвет, вершина, острие. Это направление вышло из символизма , но акмеисты отказались от стремления символистов познать непознаваемое. Объектом своего творчества они сделали обычный предметный мир, поэтизируя его и ища в нем особую красоту.
Был организован «Цех поэтов», где молодых литераторов учили поэтическому мастерству. Сам Гумилев относился крайне серьезно к творчеству в целом и к написанию стихотворений в особенности. Он не переносил халтуры в искусстве. Вот его собственные слова: «Происхождение отдельных стихотворений таинственно схоже с происхождением живых организмов. Дума поэта получает толчок из внешнего мира... и долго приходится вынашивать зародыш будущего творения, прислушиваясь к робким движениям еще неокрепшей новой жизни.» Благодаря этому высказыванию мы можем видеть, насколько серьезно было его отношение к поэтическому искусству. Ну а теперь мне хотелось обратиться непосредственно к творчеству этого замечательного поэта.
Один из критиков того времени сказал о Николае Гумилеве следующие слова: «поэт географии, поэт подвига, художник храбрости, певец бесстрашия, романтик, ему свойствен космизм, характерно повышенное сознание собственного достоинства и собственной личности». Каждое из этих определений удивительно верно, все это присуще не только творчеству Гумилева, но и его личности. А это был очень интересный и необычный человек как внутренне, так и внешне. Вспоминая внешний вид поэта, современники говорят следующие слова: «длинный, деревянный, с большим носом, с надвинутым на глаза котелком. Длинные пальцы его рук лежали на набалдашн
На таинственном озере Чад...
По лесистым его берегам И в горах, у зеленых подножий, Поклоняются странным богам Девы-жрицы с эбеновой кожей.
Также Гумилеву близки и античные мотивы. Эта тема проявляется в стихотворениях «У берега», «Избиение женихов», «Одиссей у Лаэрта», «Воин Агамемнона».
Что я ? Обломок старинных обид,
Дротик, упавший в траву.
Умер водитель народов Атрид, -
Я же, ничтожный, живу.
Мы видим, что прочтенные в юности произведения греческого слепца Гомера оставили глубокий след в душе романтического, тонко чувствующего красоту античного мира Коленьки.
В раннем творчестве поэта часто видна фантастическая тематика. Гумилев пишет стихи о гномах, троллях, дьяволе, проклятых королях, волшебных принцессах... Все произведения на эту тему удивительно красивы, завораживают читателя своей тайной притягательностью. Стихотворение «Ужас»:
Я встретил голову гиены На стройных девичьих плечах. На острой морде кровь налипла,
Глаза зияли пустотой, И мерзко крался шепот хриплый: « Ты сам пришел сюда, ты мой!»
Хочется отметить, что мне ближе все-таки ранние произведения Гумилева. Меня завораживают необычные миры, нарисованные поэтом, привлекают «замки на утесе крутом», «бездонность подземных пещер», «груды развалин старых храмов»... Возможно, это еще в силу моего возраста. Но в этих ранних стихотворениях проскальзывает настолько искренне романтическое восприятие мира, что я не могу оставаться равнодушным!