В 1914 готовя книгу «Юношеские стихи», Цветаева составила цикл стихотворений, обращенных к Парнок С. Я., сначала она назвала его «Ошибка» - название, выражавшее ее отношение к этому эпизоду жизни. Позже она заменила это название более нейтральным «Подруга». Роман с Парнок Цветаева назвала «часом своей первой катастрофы» * Повторю в канун разлуки, * Под конец любви, * Что любила эти руки * Властные твои, * И глаза - кого-кого-то * Взглядом не дарят! - * Требующие отчета * За случайный взгляд. * И еще скажу устало, * - Слушать не спеши! - * Что твоя душа мне встала * Поперек души. * Счастлив, кто тебя не встретил * На своем пути. Последнее стихотворение цикла, написанное уже после окончательного разрыва отношений, говорит о тоске по матери, по материнской ласке, доброте, участию. Рано осиротевшая Марина Цветаева искала в Парнок еще и замену умершей матери. * В оны дни ты мне была как мать, * Я в ночи тебя могла позвать, * Свет горячечный, свет бессонный, * Свет очей моих в ночи оны. * Благодатная, вспомяни, * Незакатные оны дни, * Материнские и дочерние, * Незакатные, невечерние. * Не смущать тебя пришла, прощай, * Только платья поцелую край, * Да взгляну тебе очами в очи, * Зацелованные в оны ночи. * Будет день - умру - и день - умрешь, * Будет день - пойму - и день - поймешь… * И вернется нам в день прощенный * Невозвратное время оно. * Книга «Версты». Этот разрыв, а также встреча и расставание с Осипом Мандельштамом в 1916 году очень повлияли на Цветаеву и на ее творчество. В стихах книги «Версты. Выпуск» видна уже совершенно другая Цветаева. Изменилась лирическая героиня. В ранних стихах это девочка, юная прелестная девушка, в изысканной одежде, в богатом окружении: соломенная шляпа, шубка, муфта, шаль из турецких стран, шелковое платье, камелек, браслет из бирюзы. Преобладают слова ряда: игра, шалость, смех, веселье, нежность, невинность. Цвета тоже характерны для описания юности, радости, невинности; в основном это светлые, легкие тона: белый, золотистый, синий, голубой, зеленый, очень много роз и розового. В «Верстах» лирическая героиня совершенно другая, она свободна от обязательств и ограничений, переступает общепринятые нормы веры, семьи, быта. Она имеет много обликов: богоотступница, чернокнижница, колдунья, ворожея, цыганка, воровка, каторжанка. Характерны такие слова, как: дороги, версты, ветер, ночь, бессонница, плач. Действие стихов происходит уже не в комнатах, а на улицах, дорогах, за городом,