Сочинения по литературеСвободная темаСлово о полку ИгоревеЧеловечность «Слова о полку Игореве»

Человечность «Слова о полку Игореве»

Говоря об особенностях и достоинствах русского искусства, Алексей Максимович Горький отмечал: «Русское искусство, прежде всего, сердечное искусство. В нем неугасимо горела романтическая любовь к человеку, этим огнем любви блещет творчество наших художников великих и малых». Зачатки этой сердечности мы можем заметить и в древнейших произведениях русской литературы. Она отчетливо проявилась уже в «Слове о полку Игореве».

Восемь веков назад было создано «Слово о полку Игореве» — выдающийся художественный феномен Киевской Руси. В этом гениальном произведении отразилось мировоззрение наших далеких предков, их эстетические взгляды и этические нормы.

«Слово о полку Игореве» — одно из самых гуманных произведений мировой литературы. Оно отмечено печатью особой человечности, исключительно внимательного отношения к личности. Оно полно сильных и волнующих чувств. Рассказывая о походе русского войска на половцев, автор «Слова» преисполнен такой сильной скорби, что не может удержать себя от оценки действий Игоря. Чувства автора «Слова о полку Игореве» так велики, его понимание чужого горя и чужих радостей так остро, что ему кажется, будто этими же чувствами, этими же переживаниями наделено все окружающее.

Сюжет этой поистине бессмертной книги загадочен. В центре внимания автора не победа, а поражение. Поражение князя Новгород-Северской земпи Игоря в 1185 году. Высокая эмоционапьность художественного слова достигается приемами олицетворения (персонификации) природы. Животные, деревья, травы, цветы, вся природа щедро наделяются автором человеческими чувствами, способностью различать добро и зло, сочувствовать первому и ненавидеть второе, они предупреждают русских о несчастьях, переживают с ними горе и радости. Это слияние автора и природы усиливает значительность и драматизм происходящего. Чувства автора, находящие отклик в природе, как бы оказываются удесятеренными в силе. Читатель получает возможность видеть, слышать, чувствовать происходящее.

В отличие от Бояна, певца давних лет, который осмысливал человеческое существование во всем его многообразии, автор величайшего произведения «Спова о полку Игореве» говорит только об одном событии и оценивает его устами современников. Он с исключительным вниманием проникает в душевные переживания своих героев. Во всей сложности представлены противоречивые чувства Святослава Всеволодовича, князя киевского, при известии о поражении Игоря и Всеволода. Он отечески любит их и отечески упрекает за безрассудный поход на половцев без сговора с остальными русскими князьями: «Что же сотворили вы моей серебряной седине?»

<
p>

Автор «Слова» понимает желание предпочесть смерть плену, высказанное Игорем в начале похода. Он с удивительной человечностью говорит об одинокой (именно одинокой!) смерти Изяслава Ва- сильковича на кровавой траве поля битвы: не было с ним его братьев, в одиночестве изронил он свою «жемчужную» душу.

Читатель физически ощущает вызванное поражением Игоря состояние тревоги и боли, которое пережил родной край. Тут в поэтической форме отражены скорбь и безысходность перед великим горем, утратой родных и близких.

Человечность «Слова» проявляется разнообразно и сильно. Она сказывается и в характеристиках действующих лиц — выразительных, кратких и удивительно точных; раскрывается в описании взаимоотношений между героями произведения. Между Игорем и Всеволодом они братские, проникнутые чувством глубокого уважения; между ними и Святославом — отечески теплые. Особое внимание уделяет автор отношениям между мужем и женой, которые основаны на взаимной любви и уважении.

В образе Ярославны в «Слове о полку Игореве» нашли отражение характерные черты внутрисемейных отношений и, в первую очередь, уважительное отношение к женщине. Образ Ярославны воспринимается как символ женской верности, жены воина. В монологе Ярославны раскрывается богатство и сила ее внутреннего мира, подчеркиваются ее бесстрашие и мужество: с могучими силами природы — ветром, Днепром, солнцем — она держится на равных; она готова мужественно разделить с мужем все тяготы и невзгоды военного похода. Безгранично и ее милосердие: своим присутствием Ярославна хочет облегчить страдания раненого и плененного Игоря. Нежностью и любовью наполнено каждое слово ее монолога. О силе поэтического образа Ярославны, созданного поэтом в стародавние времена, но вечно живого, воплощающего в себе образ русской женщины, пишет в своем стихотворении «Певцу «Слова» Валерий Брюсов:

Стародавней Ярославне тихий ропот струн. Лик твой древний, лик твой светлый, как и прежде, юн. Иль певец безвестный, мудрый, тот, кто Слово спел, Все мечты веков грядущих тайно подсмотрел? Или русских женщин лики все в тебе слиты? Ты — Наташа, ты — и Лиза, и Татьяна — ты! На стене ты плачешь утром... Как светла тоска! И, крутясь, уносит слезы песнь певца — в века!

Величайшее произведение «Слово о полку Игореве» уже много лет покоряет сердца своих поклонников подлинной человечностью и красотой внутреннего мира славных героев «Слова». Его по праву называют выдающимся памятником древнерусской литературы: благодаря поэтическому дару автора оно прошло через столетия, и осталось таким же неизменно прекрасным, как и при своем создании.

Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название сочинения: Человечность «Слова о полку Игореве»

Слов:697
Символов:5332
Размер:10.41 Кб.