Поэма «Слово о полку Игореве» небольшая по объему, но в этом произведении смешивается столько мыслей, столько тем, так тонко воспроизведено глубинное содержание событий, которое остается только испытывать удивление гениальности неизвестного Автора. Он первый избрал главным героем произведения Русскую землю, основав традицию, что живет и по сей день. Рядом с историческим, национальным, географическим образом Родины есть в «Слове…» еще один образ - многоликая природа. Во времена написания произведения Русь уже была христианским государством, но христианская вера как-то органически употреблялась (да и продолжает еще сосуществовать) с язычеством, верой в силу природы, в то, что все явления наполнены каким-то сокровенным содержанием.
Природа в «Слове…» пробуждает ощущение первозданности мира. В XII столетии степи - это бескрайняя зеленая стихия, большая и таинственная, неисхоженное, неведомое, подобие океана. Гонят князя Игоря степи, встречают ревом грозы, воем волков по большим оврагам, клекотом орлов, которые зверей зовут на кости; воины слышат, как И лисицы врут на щиты. Ночью степь звенит соловьиным пением, утро будет своим воплем галки. Степь никогда не молчит, она говорит на языке трав. Природа признает русичей своими и старается предупредить храброе войско об опасности. Изменяются краски - «кровавые звезды мир прорицают», «черные тучи с моря идут», «трепещут молнии синие», дождь, который пришел с Дона, сиплое на, войско стрелами. Каждый сюжетный ход в поэме находит отклик в природе. Она радуется, плачет, сердится, провещает победу или поражение. Солнце, вода, ветер, степь, лес, молния такие же полноправные герои «Слова…», как и воины, князья, жены, мифические существа. Природа поэт, шепчет, бьет грозой, заливается птицей. В
Картина бегства Игоря из плена очень драматическая, но взгляд читателя останавливается на степных реках, которые стелет зеленую траву на песчаные берега, на заросли камыша, где аж кишит лебедями, гусями, качками, чайками. Автор «Слова…» зорким глазом заметил степное бездорожье, через которое « Игорь-Князь проскочил горностаем в камыш и белым гоголем на воду». Автор хорошо знает зверей и птиц, в которых в поэме говорится с пониманием настоящего охотника. Известно, что охота с соколами была любимой утехой и. Изображение птиц случается в начале «Слова…»: «тогда напускал десять соколов на стадо лебедей…» Соколы олицетворяют собой вещие персты Бояна, которые он опускает на живые струны, а лебеди - это струны, которые «…самим князьям славу рокотали».
Бояна автор сравнивает с соловьем «часа давней», который запел бы песню Игорю: «Не буря соколов занесла через поля широкие - стадами галки бегут к Дону большому». В поэме Автор «возвращает» образ сокола, показывая его с разных сторон. Эта смелая, сильная птица может видеть со своего гнезда более сильного соперника, подняться в поднебесье и обогнать своих преследователей. Поэт сравнивает Игоря с соколом, который ничего не боится и ценит свободу.
Природа в «Слове…» существует не сама по себя. Автор не описывает картины, а говорит в действии. Природа выступает в произведении, как составная часть родной земли и как действующий фактор, тесно связанный с судьбой и уступками героев. Она создает фон и пространство, показывает движение во времени.