Илья Ефимович Репин — один из величайших русских художников. Вершин в искусстве он достиг не только благодаря своему огромному таланту, но и постоянному самосовершенствованию. С конца семидесятых годов XIX века одной из главных тем картин И. Репина становятся типичные моменты биографии русского революционера. Ей посвящены многие полотна художника, одно из которых — картина «Не ждали».
Это произведение отображает размышления о судьбе революционера, возвратившегося домой из ссылки. Мы видим на картине сияющие лица женщины за роялем и мальчика-гимназиста, который, очевидно, воспитан в духе любви и уважения к отцу. Портрет Шевченко на стене свидетельствует о том, что в этом доме хранится дух интеллигентности и народничества. Во всей живописи картины выражено ощущение напоенного светлой голубизной воздуха. Все это позволяет нам предположить, что замешательство от первой минуты встречи должно смениться объятиям
возгласами. Но над всем этим доминирует немой диалог двух главных фигур — матери и сына, вернувшегося домой. Пожилая женщина в черном встала с кресла, вся ее фигура выражает радостное изумление и стремление поскорее обнять сына. Она еще стоит, но корпус ее слегка наклонен вперед, в чем виден ее душевный порыв. Все пространство наполнено мягким теплым, светом, который передает дух семейного уюта и любви, царящих в этой семье. Композиция картины построена так, что зритель превращается в не зримо присутствующего свидетеля происходящего, который может вынести и свое суждение о случившемся.
Фигура героя слегка напряжена, но мы понимаем, что ждет сострадания и прощения, потому что не отрекается от своего прошлого, ведь от семьи его увел гражданский долг. Рассматривая картину Репина «Не ждали», мы можем сделать вывод, что здесь изображена ситуация, полная драматизма и психологизма.