Фигура Иоанна Крестителя выделяется среди других персонажей силой необычайной экспрессии. Могучие руки Крестителя поражают своей реальностью, а вся его фигура объединяет правую и левую части картины. Сухое, аскетическое тело старца и гармонически развитое прекрасное тело юноши составляют яркий контраст.
Выделяются "дрожащий мужчина" с мальчиком и человек с рыжими волнистыми волосами. Взмывая упругой кривой вверх по диагонали, композиция подводит нас к фигуре Христа. "Ближайший к Христу" - кающийся грешник. Лица, движения людей полны жизни, мысли,
Картина Иванова "по своей идее близка сердцу каждого русского" (Репин). Под лексическим полем картины мы понимаем тематически обусловенные ключевые слова, отражающие содержание, композиционный строй, колорит произведения живописи и индивидуально-авторскую позицию. Эти слова служат "опорной сеткой" системы семантических и грамматических отношений в порождении текста.