Эта картина - один из тех шедевров, что написаны Исааком Левитаном в тихом месте на берегу Волги - Плёсе. Одного взгляда на неё достаточно, чтобы полюбить всё то, что запечатлено на холсте, и что автор сам так любил.
Однако когда всматриваешься в изображение, первое, что чувствуешь - удивление: откуда?..
Откуда такая торжественность, красота и свет, если на картине нет ни одного луча солнца?..
Можно сказать, что картина поделена на две части. В первой преобладает что-то очень земное, а во второй же, наоборот, небесное.
Итак, на «земной» части картины, то есть на первом её плане — серые пеньки, кое-где виднеются перелески. Понятно, что день пасмурный, и поэтому всё тускло. Появляются и резкие цвета.
Вся «небесная» часть картины, наоборот молочно-фиолетового цвета, всю её застилает
Укутанная туманом церковь преображает пейзаж, без неё он не был бы столь гармоничным и выразительным. Храм создаёт ощущение спокойствия и умиротворения. Первое, на что обращаешь внимание — это церковная колокольня. Кажется, что это центр картины, вся природа окружает именно её.
Храм и природа как будто сливаются в единое целое, становятся неотъемлемой частью друг друга. Если убрать церковь из пейзажа, он потеряет всю свою удивительную атмосферу.
Некоторое время назад мне довелось побывать в том самом месте, где Левитан проводил много времени и где он очень много творил. Наверное, из-за этого, когда я вижу эту картину, мне очень и очень хочется попасть в тот самый золотой Плёс и опять почувствовать всё то, что когда-то произвело на меня такое яркое впечатление.