В народных играх много веселья, движения, но порядок их строг: каждый приучался к совместным и согласным действиям, к уважению всеми принятого условия. В такой игре можно было и отличиться, но только так, если это не нарушало порядка. В этом состояла общественная и педагогическая ценность народных игр.
Частью игры были и считалки. Считалка в простейшей форме — это счет. Счетом решали, кому водить. Когда-то считалка не была игрой: верили в числа. Припомним, что в сказках число «три» оказывается то счастливым, то несчастливым: на третий раз Ивану — крестьянскому сыну удалось допрыгнуть на коне до окошка царевны и поцеловать ее, и, напротив, герой едва не гибнет, в третий раз встретившись с чудовищем... Наверное, был особый смысл и у чисел: семь, девять, двенадцать, тринадцать.
Считалка иногда искажает счет: вместо «раз» говорится «ази», вместо «два» — «двази», вместо «три» — «тризи» и т. д. Бывают и до неузнаваемости искаженные слова: «пятам, латам, шума, рума»; оказывается, что это — пять, шесть, семь, восемь. Счет в считалке условный, понятный только играющим! Таким он был и у тех, кто в древности старался скрыть от воображаемых злых сил приготовления к общему делу — когд
Считалку отличает четкий ритм, и всюду он выразителен. «Шла торговка мимо рынка...» — ритм следует за шагами. Торговка спотыкается и падает: «И упала в яму — бух! Раздавила сорок мух». Смена ритма с ударением на слова «бух», «мух» передает падение незадачливой торговки.
Игра словом в скороговорках тоже становится источником веселья: в одной фразе нарочно совмещаются звуки, трудные для выговаривания именно своим сочетанием. Попробуйте быстро сказать: «На дворе трава, на траве дрова». Редко кто не ошибается. Скороговорки учили четко, быстро и правильно говорить, хотя и оставались простой игрой.
Источники:
В. Аникин Живая вода. Сборник русских народных песен, сказок, пословиц, загадок. Изд. 2-е. Сост., вступит, ст. и примеч. В. П. Аникина. Оформл. Л. Зусмана. М., «Дет. лит.», 1977. 367 с.