С каждым годом все дальше и дальше уходит от нас война, все меньше становится свидетелей тех страшных событий. Но имеем ли мы право забыть годы, вошедшие горем в каждый дом, унесшие жизни миллионов людей? Можем ли мы предать память о наших дедах, отдавших свою жизнь за свободу своей Родины, своих детей и внуков? И особенно ясно это понимаешь после прочтения книг о Великой Отечественной войне, написанных авторами, знающими о ней не понаслышке, являющимися прямыми участниками военных действий. Книгой-откровением стала автобиографичная повесть Константина Воробьева «Это мы, Господи!», написанная в 1943 году. Показанная в ней сила человеческого духа заставляет переосмыслить все жизненные ценности, задуматься о смысле собственной жизни. Ведь шли на войну и погибали за свою землю мальчишки, не намного старше нас.
Так, герою повести Сергею Кострову всего 23 года, а жизненный опыт его, приобретенный за три года жизни в фашистских лагерях, вызовет сострадание и уважение и у людей более зрелого возраста. Даже в тех нечеловеческих условиях, которые выпали на его долю, Костров сумел сохранить достоинство. «... я молод и хочу жить. Значит, хочу еще бороться». И он боролся. На протяжении всего повествования автор рассказывает нам о том, что пришлось пережить, выстрадать его герою.
Претерпевая муки голода, физические страдания, ежедневную угрозу смерти, молодой лейтенант не оставлял мысли о свободе, использовал каждую малейшую возможность для избавления от вражеского плена.
Мучительно бесконечно тянулись дни. Многое пришлось пережить главному герою повести: и тиф, и изнуряющий голод, когда «от истощения пергаментной бумагой шелестели перепонки ушей, носом нельзя было дышать — шумом и треском наполнялась голова». Видел он, как люди, наделенные властью, издевались над другими, беззащитными, людьми — морили их голодом, убивали ради забавы, давали непосильную работу. Видел, как «диким и жадным огнем загорались дотоле равнодушно-покорные глаза человека при виде серенького кирпичика», как люди теряли волю к жизни, человеческое достоинство, смирялись
Даже превратившись в «долговязого скелета, обтянутого сухой желтой кожей», Сергей Костров думает о том, что в глубине его души еще живет, «то», что «заставляет тело терпеть до израсходования последней кровинки». «Это самое «то» можно вырвать, но только цепкими когтями смерти». Это — сила духа, жажда жизни, свободолюбие. Даже на жестоких допросах он отстаивает право на свою независимость: «— Почему бежал? — Это мое право».
Право любого человека — быть свободным, стремиться к свободе. И лишить человека этого права нельзя даже под угрозой смерти.
Не раз бывало и так, что кончались силы, казалось, легче умереть, чем дальше выносить весь этот ужас: «Разогнаться и об острый угол барака... самому», чтобы не распорядился твоей жизнью кто-нибудь другой, считающий себя вправе это сделать. На помощь Сергею приходила память: «Оставалось последний раз прошагать мысленно свои двадцать три года. Нет, в прошлом все было так, как надо... Иначе он и не мог. Только так, как было и должно быть! И только обрыв этой немноголистной повести нелепый... без подписи, без росчерка...». Не мог этот упрямый юноша смириться с таким концом, и борьба продолжалась. Повесть автобиографична, значит, герой выжил, выстоял в этом аду, и от своего имени, от имени тех, кто прошел то же горнило, кричит: «Это мы, Господи!». Слышишь ли ты? Слышал ли ты?