Крепостной народ не только сетовал и проклинал своих хозяев. Он порой сочувственно изображал в своем творчестве тех заводовладельцев и фабрикантов, которые, по его убеждению, способны были проявить гуманность и великодушие, взывая к этим их чувствам. Противоречивость мировоззрения крепостных народа, их непонимание подлинных причин и характера классового угнетения исключительно ярко отобразила и песня «Как у славного заводчика», записанная поэтом А. Кольцовым от московских текстильщиков. С одной стороны, песня поднимает голос в защиту народа, обиженных заводчиком, шлет ему проклятия, а с другой – противопоставляет ему «славного заводчика» Титова, призывая народа послужить ему верой и правдой, потому что он
Вот народный день шахтера. На Дону открыли знаменитые залежи антрацита и тотчас же принялись за разработку.
Там прорыты ямы, норы,
Там работают шахтеры.
Одна яма там такая,
Огромадная, большая –
Сорок сажен глубины,
Три аршина ширины!
Сверху здания большие,
Там машины паровые
И канаты дротяные.
В них проведен там шнурок,
Наверху висит звонок;
Только дернешь за шнурок,
Сверху вдарит молоток,
Верховой дает свисток.
Не успел он просвистать –
Накопилось – негде встать!
В шахту всех нас швыронуло!
Не успел сказать и слово,
Уж кричат: «Слезай, готово!»
По продольным разошлись,
За работушку взялись, -
Распроклята жизнь шахтера!
День и ночь мы работаем,
Ровно в каторге сидим,
День и ночь мы со свечами
Смерть таскаем за плечами!
Один Бог небесный с нами,
Никакой нужды не знаем!
По продольным мы гоняем,
Спину все себе сдираем!
Один Бог небесный с нами,
Никакой нужды не знаем!
Вот как описывается гибель шахтера, которого слишком второпях тащат из шахты.
Садясь в бадьюС белым светом он простился:
«Прощай, солнце, прощай, месяц,
Прощай, белая заря!
Все премилые друзья!»
Вдруг бадейка всколыхнулась –
В шахту бедный полетел…
А вот как живут шахтеры:
Что шахтерская жизнь проклята,
Кто не ведает про то?
В Божью церковь он не ходит,
Он не знает про нее.
День и ночь он работает,
Ровно в каторге всегда!
Придет праздник-воскресенье –
Уж шахтер до свету пьян!
В кабачок бежит детина –
Словно маковка цветет;
С кабака ползет детина –
Как лутошечка гола!
Ой, гола-гола-гола –
В чем мамаша родила!
Кабак и ободрение пропащего житья – единственно вот в чем русский народный совершенно справедливо видит облегчение своего каторжного труда. Никаких иных перспектив он и не подозревает даже. Неведомая сила вытаскивает его из дому и тащит в яму, под землю, на сорок сажен глубины. Он с испугом озирается кругом: «Прощай, солнце! Прощай, месяц! Прощай, милые друзья!..» Он день и ночь во тьме, с об
На работу посылает.
Вперед денежки дает.
Обделяет молодцев
Он по сотни по рублей.
В песнях, подобных «Как у славного заводчика» и «Вы леса ль, мои лесочки, леса мои темные», высказываются идеи, характерные для народа, которые уже сжились с фабрикой и связывают с ней надежду на свое материальное благополучие. После реформы 1861 года рабочие песни крепостной эпохи продолжали играть большую роль в бытовой и духовной жизни фабрично-заводского населения.
В новых песнях народа по-разному раскрывалась тема труда. Так, в центре песенного творчества потомственных народа, даже тогда, когда оно рассказывало о стихийном протесте народа, о самых гнетущих последствиях утверждавшегося капиталистического строя, оставался труд рабочего коллектива в новых исторических условиях. В песнях «сезонников» и других слоев сельского пролетариата, втянутых ходом истории в промышленное производство, тема фабрично-заводского труда занимала второстепенное место. Песни «сезонников» касались чаще всего ужасов жизни народа на «кирпичных-горемычных» фабриках и заводах. В песнях же потомственных народа часто утверждалась поэзия труда рабочего коллектива. Даже в песне «О, се горные работы», где за каждой строкой слышатся свист розог и стоны измученных людей, есть такие строки, передающие трудовое воодушевление:
Приогрянем в молотки,
Разобьем руду в куски.
Рабочая песня рассказывает прежде всего о страшных условиях жизни и труда на капиталистических предприятиях, о нищете народа, вынужденных за гроши работать с утра до позднего вечера, о повсеместных притеснениях, обсчитывании и штрафах, о примитивной технике, приносившей рабочим увечья и постоянный страх за свою жизнь, о разорении и голоде крестьян, уходящих на заработки в город и на промыслы, а главное – о росте в самых различных слоях фабрично-заводского населения гнева и ненависти к хозяевам и их агентуре.
Особую популярность получила в рабочей среде «Дубинушка» Богданова – Ольхина. Она пелась на первой рабочей маевке в России 1 мая 1891 г. и, дополняясь новыми куплетами, постепенно становилась песней боевого призыва к революционному действию. Но своеобразие поэтического творчества народа определяли теперь уже не эти песни. Начала складываться единая массовая революционная пролетарская поэзия, слившая родственные русла поэтического творчества профессиональных и полупрофессиональных поэтов и песенников из среды революционеров-ленинцев, демократической интеллигенции и широких народа масс, принимавших участие в освободительном движении. Профессиональные революционеры-ленинцы и передовые рабочие создали основные виды революционной песенной поэзии пролетариата — песни гимнические и сатирические.