За всем тем, что именуется детским фольклором, следуют загадки и сказки, которые тоже входят в число детских забав и занятий, порой серьезных.
В народной речи «загадать» означает задумывать, замышлять, предлагать что-либо неизвестное для решения. Про загадку сам народ говорил: «Без лица в личине», то есть «лицо» загаданного предмета скрыто под маской — «личиной», под иносказанием. Загаданные предметы передаются посредством других, имеющих отдаленное сходство с теш, о которых умалчивается, или на загаданный предмет только намекают, указав на его отдельные признаки. «Висит сито, не руками свито» — загаданный предмет только сравнивается с ситом: ведь всякое сито сделано человеком, а это что-то другое. Не руками свитое сито — это паутина.
Загадки открывают во всем, ч
то нас окружает, много чудесного и поэтического. «Не князь по породе, а ходит в короне» — князем оказывается петух: он важен, как князь, красив его яркий гребешок-корона. «Месяцновец днем на поле блестел, к ночи на небо слетел» — серп уподоблен месяцу: новому, только что родившемуся — тонкому, действительно очень похожему на серп. Этот серп блестел днем в руках работающей жнеи, а ночью вернулся на небо. Перед нами целая сказка! Пенящийся ручей сравнивается с белогривым конем: «Между гор, между дол бежит белый конь». Общее у коня и ручья — движение и, кроме того, масть коня сходна с цветом пены в ручье. Загадками не только испытывается сообразительность человека — они открывают мир захватывающей поэзии, самой смелой в сравнениях. Мир знакомый, обыденный увиден зоркими глазами народных поэтов.