Вопрос о присутствии у человека творческого начала и потребности в самореализации являлся и является актуальным с древних времен и до нашего времени. Способность творить – что это, данность или результат огромных усилий личности на стезе развития и самосовершенствования? Однозначного ответа на этот вопрос не существует и вряд ли кто-либо когда-нибудь сможет на него исчерпывающе ответить.
Как объект исследований, творчество представляет интерес для таких наук как – философия, психология, социология и др.
Творчество является производной реализации индивидом уникальных потенций в определённой области. Во втором разделе данной работы, уделяется внимание такому явлению как самореализация личности. Здесь, реализация способностей в самодеятельности человека рассматривается как потребность в самореализации, которую личность никогда не может полностью удовлетворить.
Также, большой интерес вызывают взгляды и индивидуальные точки зрения на процесс творчества известных личностей, отраженные в настоящей работе. Знакомство с ними является полезным и обязательным, т. к. в соответствии с тематикой данной работы мы не можем обойти своим вниманием мнения по данному вопросу великих мастеров искусства и деятелей культуры, представителей золотого творческого фонда нашего общества.
Естественное желание и потребность человека внести свой вклад во благо общества, а также потребность в самореализации, предоставляет личности возможность прожить прекрасную и полную гармонии жизнь, возможность жить в веках в своих творениях и наследии оставленном потомкам.
Плоды цивилизации и культуры, которыми мы ежедневно пользуемся в повседневной жизни, мы воспринимаем как нечто вполне естественное, как результат развития производственных и общественных отношений. Но за таким безликим представлением сокрыто великое множество исследователей и великих мастеров осваивающих мир в процессе своей человеческой деятельности. Именно творческая деятельность наших предшественников и современников лежит в основе прогресса материального и духовного производства.
Творчество является атрибутом человеческой деятельности – это исторически эволюционная форма активности людей, выражающаяся в различных видах деятельности и ведущая к развитию личности. Главный критерий духовного развития человека – это овладение полным и полноценным процессом творчества.
Творчество является производной реализации индивидом уникальных потенций в определенной области. Поэтому между процессом творчества и реализацией способностей человека в общественно значимой деятельности, которая приобретает характер самореализации существует прямая связь.
Известно, что наиболее полное раскрытие способностей человека возможно лишь в общественно значимой деятельности. Причем важно, чтобы осуществление этой деятельности детерминировалось не только извне (обществом), но и внутренней потребностью самой личности. Деятельность личности в этом случае становится самодеятельностью, а реализация её способностей в данной деятельности приобретает характер самореализации.
Таким образом, творческая деятельность – это самодеятельность, охватывающая изменение действительности и самореализацию личности в процессе создания материальных и духовных ценностей, которая способствует расширению пределов человеческих возможностей.
Также следует заметить, что не так важно, в чем именно проявляется творческий подход, в умении «играть» на ткацком станке, как на музыкальном инструменте, или же в оперном пении, в способности решать изобретательские или организационные задачи. Ни одному виду человеческой деятельности не чужд творческий подход.
Не обязательно чтобы все члены общества писали стихи или пели песни, были свободными художниками или играли роль в театре. Тот вид деятельности, в котором лучше всего, свободнее всего проявляется творческий подход, и тот объём, в каком человек может его проявить, зависит от склада личности, от привычек, от особенностей жизненного пути. Объединение всех сущностных сил человека, проявление всех его личностных особенностей в деле способствуют развитию индивидуальности, подчеркивают, наряду с общими для многих признаками, его уникальные и неповторимые черты.
Если человек освоил творчество в полной мере – и по процессу его течения и по результатам – значит, он вышел на уровень духовного развития. Ему доступно переживание моментов единения всех внутренних сил. Если человек вышел на уровень духовного развития, какой бы он деятельность не занимался, остается одно – пожелать ему счастливого пути. И присматриваться к нему хотя бы иногда. Ведь, несомненно, чему-нибудь хорошему он да научит.Коллектив имеет большое влияние на формирование личности. В общей работе у человека развиваются чувства: товарищества, дружбы, взаимопомощи, сочувствия.
Коллектив в педагогике – объединение учеников, отличающихся признаками:
1) Общая цель
2) Общая совместная деятельность
3) Соотношение частей
4)Общий выборный руководящий орган
Особенности коллектива: сплоченность, взаимопонимание, защищенность, «чувство локтя», причастность, взаимопомощь, взаимоответственность, доброжелательность, бескорыстие.
Ученический коллектив – группа учеников, объединенная общей целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая общие выборные органы и отличается сплоченностью, общей ответственностью.
Этапы создания коллектива: 1) становление коллективава (стадия первоначального сплочения). От педагога исходят все требования. (став-ся цель) 2) созд. актива (саморегулция, организация, инициатива от детей) 3) Созд. собств. коллектива. К. форм-ет целостную, нравствственную личность.
Пути создания: 1) традиции (их необх. создав. в группе), 2) перспективные линии (близкая: напр. воскр. совместн. прог-ка; средняя(при наличии актива): подготовка шк. празника; дале
Признаком сформированности коллектива: 1) ощущение собственного достоинства, вытекающих из представления о ценности своего колл-ва, гордости за него; 2) ощущение защищенности каждого члена; 3) активность; 6) привычка к сдержанности в эмоциях и словах.
Три модели отношений между личностью и коллективом
1) Личность подчиняется коллективу.
2) гармонизация отношений
3) личность подчиняет коллектив. (лидерство)
Исходя из требований Закона Российской Федерации “Об образовании” сегодня перед обществом поставлена задача совершенствования содержания, форм и методов учения, изыскания новых путей и условий в целях повышения активности человека в учебном процессе.
В связи с этим возникают новые возможности, способы учения человека, среди которых переход на новые программы обучения, усвоение содержания которых требует более высокого уровня развития, большей активности в приобретении знаний.
Каждый день люди получают массу новой информации, которую они должны запоминать, обобщать, анализировать. Кроме того, вследствие развития техники происходит перегруженность информацией, причем информацией низкопробной, что не требует никакого осмысления. Много времени отнимает у человека, особенно школьников, просмотр сериалов, кинофильмов, телепередач. Специфика содержания и формы поступающей информации ведут к нежеланию и неумению анализировать, сопоставлять, делать выводы, так как просто отпадает необходимость в этих мыслительных процессах, что естественным образом сказывается на качестве учения. У человека зачастую пропадает желание учиться.
Общественное мнение и официальная статистика свидетельствуют о слабых знаниях школьников. “Обследование двух тысяч российских школ показало, что почти 50% учащихся не осваивают более половины содержания учебной программы.
Между тем именно в подростковом возрасте наблюдается тенденция к снижению интереса к учению.
В связи с этим проблема повышения интереса к учению приобретает в настоящее время особую актуальность.
Проблема мотивации учения является одной из фундаментальных проблем педагогики и психологии. Этому вопросу уделяли и уделяют большое внимание многие отечественные и зарубежные ученые (Ананьев Б. Г., Божович Л. И., Ильин Е. П., Леонтьев А. Н., Маркова А. К. Рубинштейн С. Л., Славина Л. С., Щукина Г. И., Чудновский В. Э и Аткинсон Д., Мадсен К., Маслоу А., Хекхаузен Х., Брунер Д., Годфруа Ж. и др.).
Мотивация учения складывается из многих сторон: общественных идеалов, смысла учения, мотивов, целей, интересов, поэтому становление мотивации есть не простое возрастание положительного отношения к учению, а стоящие за ним усложненные структуры мотивационной сферы. Мотивация становится двигателем учения. Учению человек подвержен на всех стадиях своего существования, независимо от возраста, социального положения и других условий. Учение может происходить как сознательно, целенаправленно, так и неосознанно, причем, ежедневно. Если проследить особенности, сущность и содержание учения, чему посвящена настоящая работа, можно проследить, что учение является способом жизнедеятельности человека. Человек подвергается учению, начиная с младенческого возраста, завершая смертью человека, что доказано многими учеными и исследователями. Учение – один из основных видов деятельности человека, направленный на усвоение теоретических знаний и способов деятельности в процессе решения учебных задач. Систематическое осуществление учения способствует интенсивному развитию у ее субъектов теоретического сознания и мышления, основными компонентами которого являются содержательные абстракции, обобщения, анализ, планирование и рефлексия. Учение сознательно направлено на усвоение знаний и способов деятельности [11, 17].
Учение выполняет двоякую социальную функцию. С одной стороны, она является условием и средством психического развития человека, обеспечивая ему усвоение знаний и тем самым развитие специфических способностей, с другой, учение является одним из основных средств включения подрастающих поколений в систему общественных отношений.
Таким образом, учение – это процесс, в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные. В процессе учения можно выделить следующие признаки: динамичность – выражает изменение учения во времени, его постоянное развитие, движение, продолжительность. Целенаправленность учения подчеркивает нацеленность на результат, а целесообразность понимается как решение задач применения приобретенных в процессе учения знаний, умений и навыков, способов деятельности, убеждений в жизнедеятельности и в практике. Исследовательский характер и проблемность процесса учения, направленного на развитие продуктивного мышления, проявляются в широком использовании задач учения, при решении которых и преодолении ими трудностей формируются знания, умения и способы мышления. Перманентность выражает то, что учение в современных условиях – процесс непрерывный; указывает также на единство всех ступеней учения, преемственность навыков учения. Продуктивность раскрывает интенсивность процесса учения, характеризует качество и количество этого процесса.
Компонентами учения являются знания, умения и навыки; мировоззрение человека, кругозор и эрудиция; качества ума, интеллектуальное развитие; умение учиться, потребность приобретать и пополнять знания; навыки самообразования; активность; работоспособность; воспитанность.
Учение человека тесно вплетено в его жизнедеятельность. Учение осуществляется как специально, в специально созданных условиях, так и на бытовом уровне, стихийно. Как показывает анализ источников по теме работы, учение является способом жизнедеятельности человека.