Когда мы говорим о предметнике, что он «хороший», это значит, что он может научить видеть предмет, освоить язык этого предмета, то есть – в идеале – понимать, что от тебя хочет услышать экзаменатор, и ответить ему на его языке на соответствующем уровне. Мы сейчас не говорим о тестировании, т.к мы не уверены, что посредством него можно достоверно проверить знания, во-первых, и во-вторых, мы не уверены, что при приеме в вуз не нужно выбирать студентов лично.
Идеальному учителю интересно формирование души ребенка, образа. Он, учитель, понимает, что каждому человеку даны те или иные обстоятельства жизни – родители, материальная обеспеченность, интеллектуальные способности, склонность к сочувствию или к лидерству. В конце концов, смысл человеческой жизни – постичь себя, прийти к своей сердцевине, открыть себя Божественному свету. Смысл жизни – трудиться не ради хлеба насущного, а ради своего совершенствования. Поскольку, если будешь совершенным, то будет и хлеб! И идеальный учитель никогда не ставит перед ребенком ложных целей, но дает то, что нужно ему в его возрасте, а потом – устраняется, чтобы человек шел дальше, находя новые горизонты и новых учителей.
И еще – идеальный учитель – он же идеальный ученик, и он уважает в ученике своего учителя, т.к. любой, встретившийся в жизни, может быть учителем, хотя нам это так приятно ЭТОГО не замечать…
Шалва Амонашвили говорил, что никто не подпустит рабочего к станку, пока тот не пройдет технику безопасности и не получит соответствующую специальность. А к незнакомому ребенку в класс войти можно. Ш. Амонашвили писал о безответственности такого подхода. Значит, идеальный учитель должен знать своих детей, их особенности, проблемы и приоритеты развитияНе стоит стыдливо умалчивать, что есть много профессий, куда осуществляется тщательный отбор. О космонавтах и подводниках говорит не стоит. Там отбор очевиден – внимательная медкомиссия. А где и как набирают в… скажем мягко – в разведчики. Но
Безусловно, отбор так или иначе осуществляется и в системе образования. В конце концов, отсутствие отбора – тоже принцип отбора. Но пускать на самотёк, а то и превращать систему образования в отстойник для неудачников и «дорабатывающих» – недопустимо.
Необходимы меры, позволяющие обществу влиять на процесс отбора учителей. Государство должно разработать и способствовать осуществлению этих механизмов. На ранней стадии отбора, перед получением педагогического образования, возможно необходимы рекомендации и характеристики от соседей? Необходимо иметь психологический профиль педагога и на стадии профориентации подсказывать юношам и девушкам, насколько они по своей психологической природе соответствуют выбранной профессии, а там уж пускай они сами решают на свой страх и риск.
И ещё один важный момент. Допустим, нам удалось правильно отобрать и хорошо подготовить целую армию идеальных учителей. Но школы старые, крыши текут, парты падают, учебников не хватает, а те, что есть – никудышные. Или в школу пришла внеплановая проверка районо-гороно-облоно… сразу после плановой… Или начался учебный год. Все весёлые. Праздник. И на уроке литературы учитель пишет вместе с учениками сочинение на традиционную тему «Как я провёл лето?» Дети пишут кто о Барселоне в красках, кто о Багамах, а учитель – о ….. о…….. заготовках на зиму на собственной даче. Никакой учитель не сможет реализовать свой потенциал, если плохо работает вся система образования. Как не может быть хорошей системы образования без хорошего учителя, так теряется смысл иметь хорошего учителя без хорошей системы образования. Как в капле росы отражается весь мир, так в учителе должна отражаться вся культура. Каждый учитель должен нести в себе всё богатство культуры, как любой кусочек голограммы хранит информацию о целом. Только тогда учитель получает право стать образцом, матрицей, передающей «эстафету знаний, культуры»