Говорят, история человечества – это прежде всего история войн. Действительно, сколько разрушительных войн, вооруженных
столкновений было хотя бы за прошедшее столетие, и сколько смертей, искалеченных судеб, сколько боли принес он людям!
Но, по-моему, ни одна война не имела для России столько последствий, не принесла столько несчастий, сколько принесла их
Октябрьская революция.
Сейчас, с высоты времен, мы понимаем, чем была Октябрьская революция на самом деле, знаем, что такое советская власть,
социалицзм и коммунизм. Каждый школьник может объяснить, почему идеи большевиков не могли быть воплощены в жизнь.
Но тогда, восемьдесят с лишним лет назад, люди – и неглупые люди – думали иначе. К ним относился и Александр Блок.
Блок искренне верил в идею революции. 1917 год он принял без колебаний и никогда не ставил под сомнение действие
советской власти, так как верил, что советская власть несет искупление.
После революции главной темой его творчества становится Россия, революция, новая власть. Если раньше Блок писал о
прекрасной Даме, о природе, любви, то теперь он обращается к теме народа.
Наиболее значительными произведениями в этот период времени (а именно 1918-1921 года) стали поэма «Двенадцать» и статья
«Интеллигенция и революция»
Поэма «Двенадцать» была написана всего за двадцать дней. Окончив работу, Блок, обычно строгий к себе, сказал: «Сегодня
– я гений».
В чем же заканчивается гениальность поэмы? Наверное в том, что Блок сумел показать революцию именно такой, какой она
была на самом деле, не приукрашивая ни революционеров, ни буржуазию. Поэтому поэма была столь популярной: ведь ей
зачитывались и белые, увидевшие в ней сатиру на революцию, и красные, увидевшие в поэме славу ей.
В первой главе главным действующим лицом является ветер, символизирующий волнение, беспокойство. Эта тревога имеет
вселенский масштаб:
Ветер, ветер –
на всем белом свете!
Слова в первой части поэмы нагнетают чувство неустойчивости.
В этой же главе изображены представители «старого мира» - буржуй, интеллигент, поп, барыня. Блок иронизирует над ними:
Вот барыня в каракуле
К другой подвернулась:
- Уж мы плакали, плакали…
Поскользнулась
И – бац - растянулась!
Ай, ай!
Тяни, подымай!
Во второй главе поэмы появляются двенадцать солдат – революционеров. Все они – преступники, им место на каторге или в
тюрьме. Вот как описывает их Блок:
В зубах – цыгарка, примят картуз,
На спину б надо бубновый туз!
Несколько раз в этой главе повт
оряются слова:
Свобода, свобода!
Эх, эх, без креста!
Наверное, эти слова могли бы стать своеобразным девизом двенадцати. Теперь они власть, над ними нет закона, и они могут
делать абсолютно все, что захотят: «Эх, эх, без креста!»
Эти люди – творцы революции. Но порой они мстят за личные обиды. Например, они пытаются убить Ваньку за то, что он стал
гулять с Катькой. Но в результате Ванька остается жив, а Катька погибает.
Революционеры спокойно отнеслись к ее смерти, только Петька – Катькин убийца – тяжело переживает случившееся. Но
товарищи говорят ему:
« -не такое нынче время,
Чтобы нянчиться с тобой!
Потяжеле будет бремя
Нам, товарищ дорогой!»
Таким образом, по мнению революционеров, на фоне насилия и многочисленных смертей, не следует обращать внимания на
смерть отдельного человека, - «не такое нынче время!»
В конце поэмы появляется образ Христа:
… Так идут державным шагом –
Позади – голодный пес,
Впереди – с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз –
Впереди – Исус Христос.
Многие критики, например Гумилев, не приняли образа Христа. Некоторые из них считали, что Блок поставил Иисуса во главе
своих революционеров. Но это не так. Двенадцать человек – вовсе не апостолы, а преследователи Христа, и цель их – убить
Иисуса:
- Все равно, тебя добуду,
Лучше сдайся мне живьем!
- Эй, товарищ, будет худо,
Выходи, стрелять начнем!
По-разному восприняли эту поэму современники Блока. Бунин сказал, что «Блок задумал воспроизвести народный язык, а
получилось нечто вульгарное». Маяковский тоже невысоко оценил эту поэму, по его мнению «В своей знаменитой поэме
«Двенадцать» Блок надорвался».
Я считаю, что в поэме «Двенадцать» Блоку удалось показать революцию именно такой, какой она была на самом деле, не
приукрашивая ее. Однако видя, что несет она с собой, осознавая, что революционеры – преступники и убийцы, Блок остался
верен ее идеям.
Но по моему мнению, любая революция – это прежде всего отрицательная энергия, накопившаяся в людях за много лет, злоба,
вырвавшаяся на свободу. Революцию можно сравнить с лавиной, сорвавшейся с горы: она также не поддается управлению, круша
и разрушая все на своем пути – и хорошее, и плохое, не оставляя камня на камне после себя.
Революция – значит кровь, насилие, страх, значит зло. А зло порождает только зло. Поэтому революция не может быть
спасительной.
Свобода, свобода!
Эх, эх, без креста!
Наверное, эти слова могли бы стать своеобразным девизом двенадцати. Теперь они власть, над ними нет закона, и они могут
делать абсолютно все, что захотят: «Эх, эх, без креста!»
Эти люди – творцы революции. Но порой они мстят за личные обиды. Например, они пытаются убить Ваньку за то, что он стал
гулять с Катькой. Но в результате Ванька остается жив, а Катька погибает.
Революционеры спокойно отнеслись к ее смерти, только Петька – Катькин убийца – тяжело переживает случившееся. Но
товарищи говорят ему:
« -не такое нынче время,
Чтобы нянчиться с тобой!
Потяжеле будет бремя
Нам, товарищ дорогой!»
Таким образом, по мнению революционеров, на фоне насилия и многочисленных смертей, не следует обращать внимания на
смерть отдельного человека, - «не такое нынче время!»
В конце поэмы появляется образ Христа:
… Так идут державным шагом –
Позади – голодный пес,
Впереди – с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз –
Впереди – Исус Христос.
Многие критики, например Гумилев, не приняли образа Христа. Некоторые из них считали, что Блок поставил Иисуса во главе
своих революционеров. Но это не так. Двенадцать человек – вовсе не апостолы, а преследователи Христа, и цель их – убить
Иисуса:
- Все равно, тебя добуду,
Лучше сдайся мне живьем!
- Эй, товарищ, будет худо,
Выходи, стрелять начнем!
По-разному восприняли эту поэму современники Блока. Бунин сказал, что «Блок задумал воспроизвести народный язык, а
получилось нечто вульгарное». Маяковский тоже невысоко оценил эту поэму, по его мнению «В своей знаменитой поэме
«Двенадцать» Блок надорвался».
Я считаю, что в поэме «Двенадцать» Блоку удалось показать революцию именно такой, какой она была на самом деле, не
приукрашивая ее. Однако видя, что несет она с собой, осознавая, что революционеры – преступники и убийцы, Блок остался
верен ее идеям.
Но по моему мнению, любая революция – это прежде всего отрицательная энергия, накопившаяся в людях за много лет, злоба,
вырвавшаяся на свободу. Революцию можно сравнить с лавиной, сорвавшейся с горы: она также не поддается управлению, круша
и разрушая все на своем пути – и хорошее, и плохое, не оставляя камня на камне после себя.
Революция – значит кровь, насилие, страх, значит зло. А зло порождает только зло. Поэтому революция не может быть
спасительной.