Сочинения по литературеГоголь Н.В.Вечера на хуторе близ ДиканькиИсторико-бытовой и нравственный элемент

Историко-бытовой и нравственный элемент

"Стращная месть"—- единственная в "Вечерах нэ хуторе" историческая повесть. Писатель рисует в ней бурную эпоху борьбы украинского народа за свою независимость с польскими феодалами — борьбы, в ко- торой украинский народ обратился к немощи и поддержке русского на-рода. В этой повести Гоголь передает старинную народную легенду, рас- ... сказывающую о страшном преступлении изменника своей родине — отвратительного колдуна.

Несмотря на фантастический элемент, в повести отразились реальные исторические события борьбы казачества v иноземными захватчиками, с польской шляхтой. Гоголь, пользуясь мотивами народных легенд, разоб-лачает черную, отвратительную натуру предателя, преступления которого не могут найти прощения и забвения даже по прошествии веков.

Пользуясь яркими эпическими красками народных песец, украинских "дум", рисует Гоголь образ Данилы Бурульбаида — доблестного патриоты, мужественного борца за родину. Бесстрашна бьется он со злобным колдуном, могучей рукой уничтожает наглых эахйагчщеов, обменом напавших на его родную землю.

.

Предвещая эпическую силу ''Тараса Бульбы", "Страшная месть" звучит как героическая поэма, посвященная доблести борцов-патриотов, самоотверженно сражающихся за независимость своей родиньь

Описание Днепра проходит через всю повесть, выражает ее лирическую тему, придает' глубину и обобщенность ее образам. Величественная картина Днепра с еще большей силой выделяет патриотическую тему по-вести. Днепр здесь становится как бы символом родины, могучей, величественной и прекрасной. Поэтические образу, эпические картины, богатейшие краски народных песен и легенд широко использованы Гоголем в "Страшной мести. Сам ритмический строй повести звучит как песня, как поэтическое повествование сказителя-бандуриста. Народность замысла— осуждение измены родине и прославление верност

и и доблести преданных ее. сынов - определяет и народность образов повести.

Особое место занимает в "Вечерах на хуторе близ Диканьки" повесть "Иван Федорович Шпонька и его тетушка". В ней показана правдивая картина быта и нравов мелкопоместного дворянства. Эта повесть отличается от остальных повестей "Вечеров" своим сатирическим характером, едко высмеивая паразитизм, духовную пустоту провинциального общества.

В повести о Шпоньке Гоголь показал бессмысленное и жалкое существование ничтожного и никчемного дворянина-небокоптителя, затхлый И кислый мирок провинциального дворянства. Хотя Иван Федорович не лишен добродушия, скромности и сам по себе безобиден, эти качества не могут хоть.скольконибудь восполнить его ничтожество и внутреннюю пустоту, оправдать его бессмысленное, паразитическое существание в качестве хотя и мелкого, но, "душевладельца".

Образ Ивана Федоровича Шпоньки открывает галерею гоголевских дворян-"существователей". Уже здесь Гоголь беспощадно высмеял и осудил пошлость пошлого человека — как определил позднее отличительную тему его творчества Пушкин.

Гоголь уверенной и свободной кистью рисует повседневные, будничные картины помещичьего быта, заостряя в них типические черты, приобретающие огромную разоблачительную силу. За внешне добродушным описанием жизни дворянских имений встает перед читателем праздная, животная, остановившаяся в своем развитии и в то же время наполненная мелкими, эгоистическими интересами жизнь их хозяев. Это мир, с детства хорошо знакомый писателю, мир изобилия природных благ и в то же время полного духовного оскудения, мелочности интересов их владельцев.

Рисуя правдивые картины быта помещиков, их якобы безмятежного патриархального уклада, Гоголь показывает, что в этом помещичьем захолустье основной жизненной пружиной являются корыстолюбие, нечестные проделки и плутни.

Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название сочинения: Историко-бытовой и нравственный элемент

Слов:515
Символов:3909
Размер:7.63 Кб.