Возможность увидеть настоящий героизм
представляется не часто. И не потому, что
героев мало... Герой восходит на вер-
шину своей высокой жизни, еще не имея на
груди привлекательного значка. Как раз
в эти-то минуты он и герой! Восхождение
это иногда длится годами, десятилетия-
ми, а подчас остается незамеченным до
самого конца. Герой-рядом с нами, а мы
его не видим, вот как бывает иногда!
В.Дудинцев "Не хлебом единым".
Долгое время наши писатели должны были согласовывать свои
произведения с тем общим обязательным представлением о нашей
жизни, которое определяли власть имущие. Они раз и навсегда
отвели литературе роль служанки и политики. Но, конечно, всег-
да находились такие писатели, которые не могли кривить душой,
предпочитая безвестность, опалу, гонения, а то и тюрьму.
Б.Пастернак, В.Гроссман, А.Солженицын и другие. По праву к
этому ряду следует отнести и Владимира Дудинцева, много потер-
певшего за свой роман "Не хлебом единым". И уж если искать ре-
альных героев, то он и ему подобные писатели могут быть
достойными образцами. Всегда стремился к правде и Д.Гранин. И,
видимо, не случайно оба эти писателя обратились к образу уче-
ного-борца. Мне хотелось бы поговорить о героях романа В.Ду-
динцева "Белые одежды" и повести Д.Гранина "Зубр".
Оба произведения рассказывают о борьбе истинных ученых с
невеждами, которые захватили власть и надеялись превратить на-
уку в свою вотчину. Печально знаменитый академик Лысенко, ко-
торый полностью отрицал генетику, решил уничтожить и ее, и ее
сторонников. Это отбросило нашу биологию, селекцию, сельское
хозяйство намного назад, а ведь в 20-30 годы в СССР были уче-
ные- генетики с мировым именем. Многих из них посадили в лаге-
ря или расстреляли. Наконец, в 1948 году произошла злополучная
сессия ВАСХНИЛ, в результате которой все противники Лысенко
были заклеймены, а генетика фактически запрещена. Но и после
этого ученые- борцы нелегально продолжали свои исследования.
Такова историческая подоплека обоих произведений.
Н.В.Тимофеев-Ресовский - главный герой повести "Зубр".
Книга названа по прозвищу Николая Владимировича. Почему же его
так звали? Автор все время сравнивает Тимофеева с настоящим
зубром. Он находит сходство и во внешности, и в манере поведе-
ния, и в том, что зубр- существо, пришедшее к нам из древ-
ности. Таким является Ресовский в обстановке культа личности:
сильным, неукротимым, не признающим культа "вождя народов" и
вождей поменьше. Он близко знаком со всеми великими учеными
мира, пользуется большой известностью. Уцелел он в страшное
сталинское время только лишь потому, что еще задолго до войны
уехал в Берлин возглавлять советско-германский институт био-
логии. Да так и остался там, не решаясь вернуться в период
жестоких репрессий. А потом помешала война.
Почему же можно считать Зубра героем? За его честность,
стойкость, преданность науке, умение помогать людям. Во время
войны в Германии он спасает людей, бежавших из плена. Он пони-
мал, что за работу во время войны в Германии в СССР его могут
осудить, но не уехал из Берлина на Запад перед тем, как туда
вошли наши. Зубр попадает в лагерь, но это не сломило его. Из
заключения Ресовского вызволил один крупный ученый. Его отп-
равляют в ссылку в Миассово. Верный себе, он и там создает не-
официальный центр, в который стекались ученые вс
ей страны для
обсуждения проблем генетики. Такие занятия могли приравнять к
государственным преступлениям. Но это не останавливает Зубра.
Так же, как в Германии он спасал бежавших из плена, здесь он
спасает молодежь от плена духовного.
Кончилось время Лысенко и ему подобных. Росла слава Тимо-
феева. Но официального признания он так и не дождался. Впро-
чем, он никогда и не искал его, дорожа своими принципами.
Писатель говорит, что он не боролся за свои убеждения, он
просто следовал им в любых условиях. У него выходило, что
всегда можно быть самим собой. Ничто извне не могло помешать
этому. Может быть, в этом-то и состоит самый трудный подвиг -
оставаться всегда самим собой!
Совсем в других условиях оказались герои романа Дудинце-
ва. Но и перед ними стояла та же проблема: отказаться от своих
взглядов, от поиска истины под давлением обстоятельств и жить
спокойно, как все? Или, рискуя свободой и жизнью, продолжать
делать то, что они считали своим долгом? Ученые выбрали второе.
"Белые одежды"... Почему так назван роман? "Они, облачен-
ные в белые одежды, кто они и откуда пришли?... Они пришли от
великой скорби". "Белые одежды"- это библейский образ, которым
автор хочет отделить тех, кто остается чистым и среди грязи,
кто остается праведником и среди всеобщего греха. В этих "бе-
лых одеждах" предстанут, согласно Иоанну Богослову, праведники
в Судный день. Так и в Судный день истории, который уже при-
шел, предстают перед нами в "белых одеждах" те, кого не испу-
гали репрессии и духовный террор, кто остался верен своим иде-
алам.
Роман напоминает повествование о жизни революционеров -
подпольщиков. Да разве они не революционеры в науке? Тайно со-
бираясь в укромных местах, ученые смотрят иностранные фильмы о
генах и хромосомах. Лена Блажко прячет мух-дрозофил, как пря-
тали листовки, делится своими запасами мух с посланцами из
другого города, другого кружка.
Целую плеяду прекрасных, настоящих людей, ученых выводит
Дудинцев. Это и Федор Дежкин, и Лена Блажко, и Стригалев,
прозванный Троллейбусом (он, подобно Зубру, не сворачивал со
своей дороги!), и другие. Ради того, чтобы сохранить сорт кар-
тофеля, выведенный Стригалевым, они готовы отправиться в лаге-
ря и в конце концов попадают туда. Им помогают другие честные
люди: полковник Свешников, ученый датчанин, молодые ученые, то
"кубло", о котором с такой ненавистью говорит академик Рядно
(литературное воплощение Лысенко). Этот ни перед чем не оста-
навливается, чтобы оболгать и уничтожить истинных ученых, воз-
величить себя. Но, несмотря на то, что за Рядно вся мощь госу-
дарства, он терпит поражение. Всех тех, кого автор причисляет
к достойным "белых одежд", можно назвать героями своего време-
ни. Ибо они делали свое дело вопреки всему. А потому уже они
победители!
Думая о героях нашего времени (и в литературе, и в жиз-
ни), чувствуешь, что они рождаются в каких-то необычных, не-
нормальных условиях. Многих, многих героев и подвигов, и за-
губленных жизней, и понапрасну отданных сил не понадобилось
бы, если бы не было преследований, репрессий, запретов, этой
злополучной сессии ВАСХНИЛ и т.д. И в Чернобыле, и в железно-
дорожных авариях, и в Афганистане, и в других местах не потре-
бовались бы герои и их смерти, если бы кто-то не создал ненор-
мальных, нечеловеческих условий!
Да, в жизни всегда есть место подвигу! Но хочется верить,
что новое время родит новых героев, которым не столько нужно
будет бороться со злом и спасать загубленное кем-то, сколько
творить добро!
обсуждения проблем генетики. Такие занятия могли приравнять к
государственным преступлениям. Но это не останавливает Зубра.
Так же, как в Германии он спасал бежавших из плена, здесь он
спасает молодежь от плена духовного.
Кончилось время Лысенко и ему подобных. Росла слава Тимо-
феева. Но официального признания он так и не дождался. Впро-
чем, он никогда и не искал его, дорожа своими принципами.
Писатель говорит, что он не боролся за свои убеждения, он
просто следовал им в любых условиях. У него выходило, что
всегда можно быть самим собой. Ничто извне не могло помешать
этому. Может быть, в этом-то и состоит самый трудный подвиг -
оставаться всегда самим собой!
Совсем в других условиях оказались герои романа Дудинце-
ва. Но и перед ними стояла та же проблема: отказаться от своих
взглядов, от поиска истины под давлением обстоятельств и жить
спокойно, как все? Или, рискуя свободой и жизнью, продолжать
делать то, что они считали своим долгом? Ученые выбрали второе.
"Белые одежды"... Почему так назван роман? "Они, облачен-
ные в белые одежды, кто они и откуда пришли?... Они пришли от
великой скорби". "Белые одежды"- это библейский образ, которым
автор хочет отделить тех, кто остается чистым и среди грязи,
кто остается праведником и среди всеобщего греха. В этих "бе-
лых одеждах" предстанут, согласно Иоанну Богослову, праведники
в Судный день. Так и в Судный день истории, который уже при-
шел, предстают перед нами в "белых одеждах" те, кого не испу-
гали репрессии и духовный террор, кто остался верен своим иде-
алам.
Роман напоминает повествование о жизни революционеров -
подпольщиков. Да разве они не революционеры в науке? Тайно со-
бираясь в укромных местах, ученые смотрят иностранные фильмы о
генах и хромосомах. Лена Блажко прячет мух-дрозофил, как пря-
тали листовки, делится своими запасами мух с посланцами из
другого города, другого кружка.
Целую плеяду прекрасных, настоящих людей, ученых выводит
Дудинцев. Это и Федор Дежкин, и Лена Блажко, и Стригалев,
прозванный Троллейбусом (он, подобно Зубру, не сворачивал со
своей дороги!), и другие. Ради того, чтобы сохранить сорт кар-
тофеля, выведенный Стригалевым, они готовы отправиться в лаге-
ря и в конце концов попадают туда. Им помогают другие честные
люди: полковник Свешников, ученый датчанин, молодые ученые, то
"кубло", о котором с такой ненавистью говорит академик Рядно
(литературное воплощение Лысенко). Этот ни перед чем не оста-
навливается, чтобы оболгать и уничтожить истинных ученых, воз-
величить себя. Но, несмотря на то, что за Рядно вся мощь госу-
дарства, он терпит поражение. Всех тех, кого автор причисляет
к достойным "белых одежд", можно назвать героями своего време-
ни. Ибо они делали свое дело вопреки всему. А потому уже они
победители!
Думая о героях нашего времени (и в литературе, и в жиз-
ни), чувствуешь, что они рождаются в каких-то необычных, не-
нормальных условиях. Многих, многих героев и подвигов, и за-
губленных жизней, и понапрасну отданных сил не понадобилось
бы, если бы не было преследований, репрессий, запретов, этой
злополучной сессии ВАСХНИЛ и т.д. И в Чернобыле, и в железно-
дорожных авариях, и в Афганистане, и в других местах не потре-
бовались бы герои и их смерти, если бы кто-то не создал ненор-
мальных, нечеловеческих условий!
Да, в жизни всегда есть место подвигу! Но хочется верить,
что новое время родит новых героев, которым не столько нужно
будет бороться со злом и спасать загубленное кем-то, сколько
творить добро!