Одну молитву чудную твержу я наизусть…
М.Ю. Лермонтов
«Молитва» - одно из поздних стихотворений М.Ю. Лермонтова (написано в 1839 году). Поэтому можно смело сказать, что оно отражает сложившееся миро-воззрение художника.
В минуту слабости или душевной боли поэт обращается к Богу. В произве-дении с психологической проникновенностью передается состояние «душевного просветления». Это состояние противопоставлено «трудной минуте жизни» - обычному для лирического героя Лермонтова настроению подавленности, грусти и скептицизма. В данном стихотворении поэт открывается совершенно с другой стороны: он возносит молитву, восхищаясь, удивляясь и радуясь одновременно этому спасительному «мостику», который приводит героя к «светлым душевным порывам».
Известно, что «Молитва» написана для Марии Щербаковой, княгини, кото-рой художник был увлечен («Машенька велела ему молиться, когда у него тос-ка»). Поэтому приведено выше толкование вполне уместно.
Вместе с тем, «святая прелесть» предстает и как власть слова над челове-ком:
Есть сила благодатная
В созвучье слов живых…
В самом деле, в нехитрых словах молитвы есть что-то мистическое. И, как бы
ни был удручен поэт, в молитве он находит успокоение и черпает новые силы:
С души как бремя скатится
Сомненье далеко –
И верится, и плачется,
И так легко, легко…
В дореволюционных работах (например, в работе С. Шувалова) стихотво-рение нередко рассматривалось как свидетельство перехода Лермонтова от мя-тежности к религиозному смирению. Но еще в 1841 году В.Г. Белинский под-черкнул, что «… из того же самого духа поэта, из которого вышли такие безот-радные, леденящие сердце (…) звуки, (…) вышла и эта молитвенная, елейная ме-лодия надежды, примирения и блаженства в жизни жизнью». Я согласен с утвер-ждением великого критика. По сути, поэт и здесь намекает на свою неудовлетво-ренность окружающей его действительностью. Он остается разочарованным и мя-тежным, но «живые слова» даруют ему, пусть временное, но такое необходимое избавление от сомнений.
В завершение хочу обратить внимание на необычайную мелодичность про-изведения. Это стихотворение положили на музыку более сорока композиторов! «Молитва» вошла и в народный песенный репертуар. По-моему, М.Ю. Лермонтов – самый «музыкальный» поэт нашей литературы, понимать которого нужно не умом, а сердцем.
С души как бремя скатится
Сомненье далеко –
И верится, и плачется,
И так легко, легко…
В дореволюционных работах (например, в работе С. Шувалова) стихотво-рение нередко рассматривалось как свидетельство перехода Лермонтова от мя-тежности к религиозному смирению. Но еще в 1841 году В.Г. Белинский под-черкнул, что «… из того же самого духа поэта, из которого вышли такие безот-радные, леденящие сердце (…) звуки, (…) вышла и эта молитвенная, елейная ме-лодия надежды, примирения и блаженства в жизни жизнью». Я согласен с утвер-ждением великого критика. По сути, поэт и здесь намекает на свою неудовлетво-ренность окружающей его действительностью. Он остается разочарованным и мя-тежным, но «живые слова» даруют ему, пусть временное, но такое необходимое избавление от сомнений.
В завершение хочу обратить внимание на необычайную мелодичность про-изведения. Это стихотворение положили на музыку более сорока композиторов! «Молитва» вошла и в народный песенный репертуар. По-моему, М.Ю. Лермонтов – самый «музыкальный» поэт нашей литературы, понимать которого нужно не умом, а сердцем.