Иван Сергеевич Тургенев в своих произведениях создает многочисленную галерею образов, исследует психологию их поведения. В повести “Ася” и романе “Дворянское гнездо” перед читателями предстают культурные, образованные представители дворянского сословия, не способные к решительным действиям даже во имя личного счастья.
Позорное малодушие проявляет господин N. герой повести “Ася”. Он теряется перед пылкой и искренней, восторженной и порывистой девушкой, способной на сильное и глубокое чувство, оно пугает его. В этой повести Тургенев развенчивает иллюзию о том, что дворянство играет руководящую роль в обществе.
Отмечая особенности литературных героев-дворян в произведениях Тургенева, Чернышевский замечал, что они малодушно отступают перед практическими действиями, которых требует от них история. Убедительным подтверждением этому наблюдению Чернышевского является роман Тургенева “Дворянское гнездо”.
Главный герой романа — Федор Иванович Лаврецкий глубоко симпатичен автору, наделившему его умом и отзывчивой [душой, чутким сердцем и пытливым умом. Лаврецкий ностальгически вспоминает о молодости, о родине, рассуждает о долге и будущем России. Роман Тургенева грустно-поэтичен. (Салтыков-Щедрин отмечал, что в романе “Дворянское гнездо” “светлая поэзия разлита в каждом звуке”.
Тургенев хотел в этом романе воспеть все лучшее, что он видел в передовой части дворянства. Но честный художник вынужден был признать, что в этой среде даже с
амые умные и честные, искренние и самоотверженные люди не способны противостоять жизненным обстоятельствам. Правда, Лаврецкий намеревается активно действовать, “пахать землю”, изменить уклад хозяйства, он даже “упрочил быт своих крестьян”. Но итог его деятельности звучит в горьких фразах героя: “Здравствуй, одинокая старость! Догорай, бесполезная жизнь!”
Показывая лучшего представителя дворянской интеллигенции, Тургенев не забывает, что большинство их погрязло в разврате, пошлости и жестокости. Они безжалостно угнетают народ. В этих условиях невозможно безмятежное счастье для человека с чуткой душой и отзывчивым серцем. Его возлюбленная Лиза Калитина “уходит в монастырь отмаливать не только свои грехи, но и прегрешения своего класса”. Но ее жертва ничего не может переменить в обществе, где благоденствуют пошлые и развратные люди, подобные Паншину и жене Лаврецкого Варваре Павловне. Показывая погубленную судьбу Лизы, Тургенев обвиняет общество, убивающее все чистое и возвышенное, что появляется в нем. Мне кажется, что в этом романе и повести “Ася” Тургенев с мягкой грустью простился с лучшими, хотя и “бесполезными” представителями дворянского сословия, писатель увидел новый класс, идущий на смену отжившему крепостничеству.
“Что ждать от нового поколения?” —задает вопрос автор устами Лаврецкого. Автору и его герою хочется верить, что придут новые, деятельные люди, молодые и энергичные, не уставшие от жизни, способные вершить великие дела.
Показывая лучшего представителя дворянской интеллигенции, Тургенев не забывает, что большинство их погрязло в разврате, пошлости и жестокости. Они безжалостно угнетают народ. В этих условиях невозможно безмятежное счастье для человека с чуткой душой и отзывчивым серцем. Его возлюбленная Лиза Калитина “уходит в монастырь отмаливать не только свои грехи, но и прегрешения своего класса”. Но ее жертва ничего не может переменить в обществе, где благоденствуют пошлые и развратные люди, подобные Паншину и жене Лаврецкого Варваре Павловне. Показывая погубленную судьбу Лизы, Тургенев обвиняет общество, убивающее все чистое и возвышенное, что появляется в нем. Мне кажется, что в этом романе и повести “Ася” Тургенев с мягкой грустью простился с лучшими, хотя и “бесполезными” представителями дворянского сословия, писатель увидел новый класс, идущий на смену отжившему крепостничеству.
“Что ждать от нового поколения?” —задает вопрос автор устами Лаврецкого. Автору и его герою хочется верить, что придут новые, деятельные люди, молодые и энергичные, не уставшие от жизни, способные вершить великие дела.