Роман
Чернышевского был написан в те годы, когда
на смену старому жизненному укладу стали
приходить новые веяния. Когда в среде
российской молодежи, неудовлетворенной
старой моралью, назрела переоценка старых
ценностей. Это была целая эпоха
общественной жизни, связанная с падением
крепостного права. Передовые люди
формировали свою эстетику, этику,
политическое, социальное и экономическое
мировоззрение.
Н.Г.
Чернышевский был посажен правительством в
мрачную камеру Петропавловской крепости,
откуда сумел донести до людей идеи
революции. Появление “Что делать?” вызвало
в среде русской
демократии эффект “разорвавшейся бомбы”.
Многие приняли роман как программное
произведение и руководство к действию.
Центральной
фигурой в романе является Рахметов. Он не
только “новый”, но еще и “особенный
человек”, “высшая натура”. В его образе
слились лучшие черты передовых людей эпохи
Чернышевского. Именно с помощью образа
Рахметова автор показывает
состоятельность и прогрессивность идей
социализма, а также, что в становлении
человека наибольшую роль играет не среда, в
которой он воспитывался, а он сам.
Аристократ
по происхождению, он становится демократом
по взглядам на жизнь и жизненным идеалам.
Рахметов — первый персонаж в русской
литературе, ставший профессиональным
революционером. Это человек будто
выкованный из закаленной стали. Подобных
ему людей немного. Чернышевский замечает: “Я
встретил до сих пор только восемь образцов
этой породы”.
Не сразу
стал Рахметов “особенным человеком”.
Процесс этот подробнейшим образом
показывает Н.Г. Чернышевский. Рахметов
приехал в Петербург обыкновенным
порядочным юношей. Он поступает учиться на
естественный факультет Петербургского
университета. Через несколько месяцев он
встречается с Кирсановым, который
открывает глаза Рахметову на многие вещи.
Это произвело на Рахметова огромное
впечатление: он “...плакал, прерывал его [Кирсанова]
слова восклицаниями проклятий тому, что
должно погибнуть, благословений тому, что
должно жить”. Так началось его
перерождение в будущего Никитушку Ломова и
“ригориста”.
Рахметов,
как и “новые люди”, придерживается теории
“разумного эгоизма”. Эта теория гласила,
что забота о счастье других людей является
источником собственного счастья. Подобные
идеи встречаются у социалистов-утопист
ов,
например у философа Людвига Фейербаха.
Изучив
теорию социализма, Рахметов переходит к
революционной деятельности. Он с
поразительной быстротой расширяет круг
своих знаний. В двадцать два года “он был
уже человеком замечательно основательной
учености”. Читает Рахметов только “самобытные
сочинения”. Он считает, что “по каждому
предмету капитальных сочинений очень
немного; во всех остальных только
повторяется, разжижается, портится то, что
гораздо полнее и яснее заключено в этих
немногих сочинениях. Надобно читать только
их; всякое другое чтение — только напрасная
трата времени”.
Рахметов,
готовя себя к революционной деятельности,
знает, что
ему придется переносить лишения, муки,
пытки. Он заранее закаляет свою волю и тело (занимается
гимнастикой и работает на физически
трудных работах). Приучает себя выдерживать
физические страдания (спит на войлоке с
гвоздями), отказывается от роскоши. Такая
сила воли всегда вызывает уважение и
восхищение.
О
революционной работе Рахметова
Чернышевский, по понятным причинам, не
говорит прямо. Он лишь упоминает, что у
Рахметова “дел... была бездна” и “он мало
бывал дома, все ходил и разъезжал, больше
ходил...”
Рахметов
понимает, что революции потребуются
знающие люди, и направляет несколько
студентов обучаться в университеты на свои
средства.
Рахметов
отказывается от личного счастья во имя
революции. “Я должен подавить в себе любовь,
— говорит он любимой женщине, — любовь к
вам связывала бы мне руки, они и так не скоро
развяжутся у меня, — уже связаны. Но развяжу.
Я не должен любить... такие люди, как я, не
имеют права связывать чью-либо судьбу с
своею”.
Если в
романе происходит что-либо важное, то
всегда в центре оказывается Рахметов.
Например, когда Вера Павловна решает
закрыть свою мастерскую, именно Рахметов
доказывает вредность и бессмысленность
этого действия.
В романе
Рахметову посвящается целая глава, в
которой подробнейшим образом описывается
его биография и путь духовных исканий.
Наконец,
сам Н.Г. Чернышевский пишет об огромной
значимости Рахметова: “Мало их, но ими
расцветает жизнь всех; без них она заглохла
бы, прокисла бы; мало их, но они дают всем
людям дышать, без них люди задохнулись бы.
Велика масса честных и добрых людей, а таких
людей мало, но они... соль соли земли”.
например у философа Людвига Фейербаха.
Изучив
теорию социализма, Рахметов переходит к
революционной деятельности. Он с
поразительной быстротой расширяет круг
своих знаний. В двадцать два года “он был
уже человеком замечательно основательной
учености”. Читает Рахметов только “самобытные
сочинения”. Он считает, что “по каждому
предмету капитальных сочинений очень
немного; во всех остальных только
повторяется, разжижается, портится то, что
гораздо полнее и яснее заключено в этих
немногих сочинениях. Надобно читать только
их; всякое другое чтение — только напрасная
трата времени”.
Рахметов,
готовя себя к революционной деятельности,
знает, что
ему придется переносить лишения, муки,
пытки. Он заранее закаляет свою волю и тело (занимается
гимнастикой и работает на физически
трудных работах). Приучает себя выдерживать
физические страдания (спит на войлоке с
гвоздями), отказывается от роскоши. Такая
сила воли всегда вызывает уважение и
восхищение.
О
революционной работе Рахметова
Чернышевский, по понятным причинам, не
говорит прямо. Он лишь упоминает, что у
Рахметова “дел... была бездна” и “он мало
бывал дома, все ходил и разъезжал, больше
ходил...”
Рахметов
понимает, что революции потребуются
знающие люди, и направляет несколько
студентов обучаться в университеты на свои
средства.
Рахметов
отказывается от личного счастья во имя
революции. “Я должен подавить в себе любовь,
— говорит он любимой женщине, — любовь к
вам связывала бы мне руки, они и так не скоро
развяжутся у меня, — уже связаны. Но развяжу.
Я не должен любить... такие люди, как я, не
имеют права связывать чью-либо судьбу с
своею”.
Если в
романе происходит что-либо важное, то
всегда в центре оказывается Рахметов.
Например, когда Вера Павловна решает
закрыть свою мастерскую, именно Рахметов
доказывает вредность и бессмысленность
этого действия.
В романе
Рахметову посвящается целая глава, в
которой подробнейшим образом описывается
его биография и путь духовных исканий.
Наконец,
сам Н.Г. Чернышевский пишет об огромной
значимости Рахметова: “Мало их, но ими
расцветает жизнь всех; без них она заглохла
бы, прокисла бы; мало их, но они дают всем
людям дышать, без них люди задохнулись бы.
Велика масса честных и добрых людей, а таких
людей мало, но они... соль соли земли”.