Основными
темами пьесы “Вишневый сад”, написанной в
1903 году, являются гибель дворянского гнезда,
победа предприимчивого купца-промышленника
над отживающими свой век Раневской и Гаевым
и тема будущего России, связанная с
образами Пети Трофимова и Ани.
Прощание
новой России с прошлым, отживающим,
устремленность к завтрашнему дню России —
в этом заключается содержание “Вишневого
сада”.
Россия
прошлого, отживающего в пьесе представлена
в образах Раневской и Гаева. Обоим героям
вишневый сад дорог, дорог как воспоминание
о детстве, молодости, благополучии, легкой и
изящной жизни. Они плачут о потере сада, но
именно Раневская и Гаев загубили его,
отдали под топор. Раневская — в прошлом
богатая дворянка, имевшая дачу даже на юге
Франции, в Менто-не, обладательница имения,
“прекраснее которого нет ничего на свете”.
Но своим непониманием жизни, своей
неприспособленностью к ней, своим
безволием и легкомыслием хозяйка довела
имение до полного разорения, до того, что
предстоит продажа имения с торгов. Лопахин,
предприимчивый купец-промышленник,
предлагает владельцам имения способ
спасения усадьбы. Он говорит, что нужно лишь
отдать вишневый сад под дачи. Но, хотя
Раневская проливает потоки
слез о
потере своего сада, хотя она жить без него
не может, она все-таки отказывается от
предложения Лопахина спасти имение.
Продажа или сдача участков сада в аренду
кажутся ей оскорбительными. Проходят торги,
и Лопахин сам покупает имение. И вот, когда “беда”
свершилась, то оказалось, что никакой драмы
и беды для хозяйки вишневого сада нет.
Раневская возвращается в Париж к своей
нелепой “любви”, к которой она и без того
вернулась бы, несмотря на все ее слова о том,
что она не может жить без Родины. Драма с
продажей вишневого сада вовсе не является
для его обладателей драмой. Это произошло
лишь потому, что у Раневской вовсе нет
никаких серьезных переживаний, она легко
может переходить из состояния
озабоченности, беспокойства к веселому
оживлению. Так произошло и на этот раз. Она
быстро успокоилась и даже заявила всем: “Нервы
мои лучше, это пр
авда”.
А каков ее
брат, Леонид Андреевич Гаев? Он гораздо
мельче своей сестры. Недостатки у Гаева
доходят до карикатурных разме-
ров.
Вспоминая о прошлом, Раневская целует свой
любимый шкаф. Гаев же произносит перед ним
речь. Гаев — жалкий аристократ, проевший
свое состояние на леденцах. На протяжении
всей пьесы Раневская и Гаев переживают
душевное потрясение, они “ничего не видят
вокруг себя, ничего не понимают. Они —
паразиты, лишенные силы снова присосаться к
этой жизни”.
Гаев
представляет заключительный этап эволюции
таких героев Чехова, как Иванов, Иван
Иванович Чимша-Гималайский и им подобных
героев “своего времени”, не сумевших
воплотить свои идеалы.
Несостоятельность
дворянской либеральной интеллигенции в
прошлом определила господство в настоящем
людей типа Лопахина.
Сад в
будущем олицетворяет молодое поколение
пьесы: Петя Трофимов и Аня, дочь Раневской.
Петя Трофимов — сын аптекаря, студент. Он
честным трудом пробивает себе дорогу в
жизни. Его жизнь тяжела. Он сам говорит, что
если зима, то голоден, встревожен, беден. Как
и многие передовые люди России, Петя умен,
горд и честен. Он знает, как тяжело живется
народу, но уверен, что это можно исправить
только непрерывным
трудом.
Аня — это
семнадцатилетняя девушка, дочь Раневской.
Аня получила обычное дворянское воспитание.
Большое впечатление на нее произвел Петя.
Душевный облик Ани характеризует ее
непосредственность, искренность и красота
чувств и настроений. Петя возбуждает в душе
Ани красивую мечту о новой прекрасной жизни.
Чехов
воплотил в образах Ани и Пети все самое
лучшее. Но и у них есть недостатки. Петя
обличает дворянство, но в то же время живет
в дворянской усадьбе. И все-таки автор
связывает будущее процветание России с
молодым поколением, Петей Трофимовым и Аней,
именно им предстоит строить новую Россию, “сажать”
новые вишневые сады.
На мой
взгляд, Чехову удалось создать такую пьесу,
где одновременно сочетаются и прошлое, и
настоящее, и будущее России. И каждое время
представлено своими героями, со своими
обычаями и нравами.
А каков ее
брат, Леонид Андреевич Гаев? Он гораздо
мельче своей сестры. Недостатки у Гаева
доходят до карикатурных разме-
ров.
Вспоминая о прошлом, Раневская целует свой
любимый шкаф. Гаев же произносит перед ним
речь. Гаев — жалкий аристократ, проевший
свое состояние на леденцах. На протяжении
всей пьесы Раневская и Гаев переживают
душевное потрясение, они “ничего не видят
вокруг себя, ничего не понимают. Они —
паразиты, лишенные силы снова присосаться к
этой жизни”.
Гаев
представляет заключительный этап эволюции
таких героев Чехова, как Иванов, Иван
Иванович Чимша-Гималайский и им подобных
героев “своего времени”, не сумевших
воплотить свои идеалы.
Несостоятельность
дворянской либеральной интеллигенции в
прошлом определила господство в настоящем
людей типа Лопахина.
Сад в
будущем олицетворяет молодое поколение
пьесы: Петя Трофимов и Аня, дочь Раневской.
Петя Трофимов — сын аптекаря, студент. Он
честным трудом пробивает себе дорогу в
жизни. Его жизнь тяжела. Он сам говорит, что
если зима, то голоден, встревожен, беден. Как
и многие передовые люди России, Петя умен,
горд и честен. Он знает, как тяжело живется
народу, но уверен, что это можно исправить
только непрерывным
трудом.
Аня — это
семнадцатилетняя девушка, дочь Раневской.
Аня получила обычное дворянское воспитание.
Большое впечатление на нее произвел Петя.
Душевный облик Ани характеризует ее
непосредственность, искренность и красота
чувств и настроений. Петя возбуждает в душе
Ани красивую мечту о новой прекрасной жизни.
Чехов
воплотил в образах Ани и Пети все самое
лучшее. Но и у них есть недостатки. Петя
обличает дворянство, но в то же время живет
в дворянской усадьбе. И все-таки автор
связывает будущее процветание России с
молодым поколением, Петей Трофимовым и Аней,
именно им предстоит строить новую Россию, “сажать”
новые вишневые сады.
На мой
взгляд, Чехову удалось создать такую пьесу,
где одновременно сочетаются и прошлое, и
настоящее, и будущее России. И каждое время
представлено своими героями, со своими
обычаями и нравами.