Лебединая песня Чехова, пьеса «Вишнёвый сад» была написана на закате жизни писателя, в 1904 году. Тема произведения – гибель дворянского мира. Прекрасная усадьба здесь продается за долги. Великолепный сад рубят, а землю разбивают на дачные участки. И все это происходит потому, что хозяева усадьбы ни к чему не способны, они умеют жить только за чужой счет. «Недотепами» называет их автор, и в этом определении звучат как ирония и горечь, так и жалость к персонажам.
Хозяйка имения и главная героиня пьесы - Любовь Андреевна Раневская - предстаёт перед нами по-детски радостной всему окружающему: родственникам, дому, саду: «Я не переживу этой радости… Шкафчик мой родной… Столик мой». Она возвращается из Франции в ностальгическом, сентиментальном настроении.
Сам вишневый сад служит для нее «дворянским гнездом». Без него жизнь для Раневской немыслима, с ним связана вся ее судьба. Любовь Андреевна говорит: «Ведь я родилась здесь, здесь жили мой отец и мать, мой дед. Я люблю этот дом, без вишневого сада я не понимаю своей жизни, и уж если так нужно продавать, то продавайте и меня вместе с садом». Мне кажется, что она страдает искренне, но вскоре я понимаю, что она на самом деле думает не об имении, а о своем парижском любовнике, к которому решила поехать вновь. Я был просто поражен, когда узнал, что она уезжает на деньги, присланные Анне ее ярославской бабкой, уезжает, не задумываясь над тем, что она присваивает себе чужие средства. И это, по-моему, эгоизм, но какой-то особенный, придающий ее поступкам видимость добродушия. Ведь именно Раневская заботится больше всех о судьбе Фирса, соглашается дать деньги взаймы Пищику, именно ее Лопахин любит за некогда доброе отношение к нему.
Любовь Андреевна живет эмоциями, воспоминаниями о прошлом, она растеряна, сломлена всем происходящим и, я думаю, она просто боится думать о настоящем, уходя в какие-то малозначительные миражи. И если Раневскую можно понять, потому что она всего лишь женщина, избалованная многолетней праздной привычкой просто «порхать» по жизни, то ее брат Гаев - это смесь тупого самомнения о своей значительности и полнейшей ничтожности во всем. В таком-то возрасте старый лакей Фирс одевает ему брюки! Подобная деталь говорит о многом. Чехов сознательно занижает образ Гаева, чтобы создать впечатление его несамостоятельности и безответственности.
Недостатки героя доходят до карикатурных размеров. Вспоминая о прошлом, Раневская целует свой любимый шкаф. Гаев же произносит перед ним речь: «Дорогой, многоуважаемый шкаф!..». Этот герой - жалкий аристократ, проевший свое состояние «на леденцах».
На протяжении всей пьесы Раневская и Гаев переживают душевное потрясение, они «ничего не видят вокруг себя, ничего не понимают. Они - паразиты, лишенные силы снова присосаться к этой жизни». Га
ев завершает галерею «лишних людей» в русской классической литературе. Он со своими длинными речами становится пародией на культурного и образованного дворянина. За всеми красивыми фразами Гаева - внутренняя пустота.
Под стать господам – их слуги, которые тоже ничего не умеют в жизни. Сатирическим отражением своих хозяев является лакей Яша, который возмущен «невежеством» окружающих, и говорит о своей невозможности жить в России: «Ничего не поделаешь. Здесь не по мне, не могу жить.… Насмотрелся на невежество – будет с меня». Конечно, ему больше по душе праздная жизнь в Париже, он не задумывается о том, что когда у хозяйки кончатся деньги, то она выставит его на улицу.
Горничная Дуняша, не привыкшая к тяжелому труду, стремится быть похожей на господ. Лопахин даже замечает ей: «Очень уж ты нежная, Дуняша. И одеваешься, как барышня, и прическа тоже. Так нельзя. Надо себя помнить».
Гувернантка Шарлотта в этой пьесе олицетворяет, я думаю, будущее Раневской. В начале второго действия она говорит о себе: «У меня нет настоящего паспорта, я не знаю, сколько мне лет... откуда я и кто я - не знаю... Кто мои родители, может, они не венчались... не знаю. Так хочется поговорить, а с кем... Никого у меня нет... Все одна, одна, никого у меня нет и... и кто я, зачем я, неизвестно».
Бывшие хозяева и их окружение (то есть Раневская, Варя, Гаев, Пищик, Шарлотта, Дуняша, Фирс) ведут себя смешно, а в свете надвигающегося на них социального небытия глупо, неразумно. Они делают вид, что все идет по-прежнему, ничего не изменилось. Это обман, само - и взаимообман. Но только так герои способны противостоять неизбежности, неотвратимому року. Больше они ничего не могут.
«Недотепами» в этой пьесе являются также Аня и Петя, хотя за ними критики обычно видели будущее России. Эти молодые люди имеют благородные стремления, но их идеи лишены конкретности. И Петя и Аня еще не знают, чего они хотят в этой жизни. Душевный облик героини характеризует непосредственность, искренность и красота чувств, настроений. С детской радостью сообщает она: «А я в Париже на воздушном шаре летала!» Трофимов возбуждает в душе Ани красивую мечту о новой прекрасной жизни. Девушка порывает связи с прошлым. Аня решает сдать экзамены за курс гимназии и начать жить по-новому. Речь героини нежная, душевная, наполненная верой в будущее.
Петя Трофимов - это пассивный мечтатель и идеалист. Его идеи о равенстве, братстве, справедливости, по моему мнению, всего лишь сладкие грезы. У Раневских его зовут «вечным студентом» не столько из-за внешности, сколько из-за того, что он остается юношей в своих мечтах.
Пьеса «Вишневый сад» была задумана автором, как светлая комедия о «недотепах». Но в произведении так много грустных мыслей, что оно невольно стало драмой о России, о ее неразумных людях.
Под стать господам – их слуги, которые тоже ничего не умеют в жизни. Сатирическим отражением своих хозяев является лакей Яша, который возмущен «невежеством» окружающих, и говорит о своей невозможности жить в России: «Ничего не поделаешь. Здесь не по мне, не могу жить.… Насмотрелся на невежество – будет с меня». Конечно, ему больше по душе праздная жизнь в Париже, он не задумывается о том, что когда у хозяйки кончатся деньги, то она выставит его на улицу.
Горничная Дуняша, не привыкшая к тяжелому труду, стремится быть похожей на господ. Лопахин даже замечает ей: «Очень уж ты нежная, Дуняша. И одеваешься, как барышня, и прическа тоже. Так нельзя. Надо себя помнить».
Гувернантка Шарлотта в этой пьесе олицетворяет, я думаю, будущее Раневской. В начале второго действия она говорит о себе: «У меня нет настоящего паспорта, я не знаю, сколько мне лет... откуда я и кто я - не знаю... Кто мои родители, может, они не венчались... не знаю. Так хочется поговорить, а с кем... Никого у меня нет... Все одна, одна, никого у меня нет и... и кто я, зачем я, неизвестно».
Бывшие хозяева и их окружение (то есть Раневская, Варя, Гаев, Пищик, Шарлотта, Дуняша, Фирс) ведут себя смешно, а в свете надвигающегося на них социального небытия глупо, неразумно. Они делают вид, что все идет по-прежнему, ничего не изменилось. Это обман, само - и взаимообман. Но только так герои способны противостоять неизбежности, неотвратимому року. Больше они ничего не могут.
«Недотепами» в этой пьесе являются также Аня и Петя, хотя за ними критики обычно видели будущее России. Эти молодые люди имеют благородные стремления, но их идеи лишены конкретности. И Петя и Аня еще не знают, чего они хотят в этой жизни. Душевный облик героини характеризует непосредственность, искренность и красота чувств, настроений. С детской радостью сообщает она: «А я в Париже на воздушном шаре летала!» Трофимов возбуждает в душе Ани красивую мечту о новой прекрасной жизни. Девушка порывает связи с прошлым. Аня решает сдать экзамены за курс гимназии и начать жить по-новому. Речь героини нежная, душевная, наполненная верой в будущее.
Петя Трофимов - это пассивный мечтатель и идеалист. Его идеи о равенстве, братстве, справедливости, по моему мнению, всего лишь сладкие грезы. У Раневских его зовут «вечным студентом» не столько из-за внешности, сколько из-за того, что он остается юношей в своих мечтах.
Пьеса «Вишневый сад» была задумана автором, как светлая комедия о «недотепах». Но в произведении так много грустных мыслей, что оно невольно стало драмой о России, о ее неразумных людях.