Забирайте же с собою в путь, выходя
из мягких юношеских лет в суровое
ожесточающее мужество, забирайте с собою
все человеческие движения, не оставляйте
их на дороге, не подымете потом !
Н.В. Гоголь.
Небольшие, но очень емкие рассказы А.П.Чехова не всегда
легко понять, если не помнить жизненной позиции писателя, ко-
торый был строг прежде всего к себе. Всем известно его выска-
зывание: "В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и
одежда, и душа, и мысли". Менее известно другое: "Надо быть
ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически". И
вот это-то, по выражению М.Горького, горячее "желание видеть
людей простыми, красивыми и гармоничными" и объясняет неприми-
римость Чехова ко всякого рода убожеству, пошлости, нравствен-
ной и умственной ограниченности.
В самом деле, что плохого, кажется, в том, что человек
хочет заработать больше денег, как доктор Старцев? Что особен-
ного, если он хотел одновременно служить в земстве и иметь
большую практику в городе? Но, читая рассказ "Ионыч", мы пони-
маем, как деньги могут постепенно и незаметно вытеснить в че-
ловеке его живую душу, а желание спокойно и бесхлопотно жить-
сделать его физически и морально неполноценным.
Дмитрий Ионыч Старцев, герой рассказа "Ионыч", был назна-
чен врачом в земскую больницу в Дялиже недалеко от губернского
города С. Это юноша с идеалами и желанием чего-то высокого. В
С. он знакомится с семьей Туркиных, "самой образованной и та-
лантливой в городе". Иван Петрович Туркин играл в любительских
спектаклях, показывая фокусы, острил. Вера Иосифовна писала
романы и повести для себя и читала их гостям. Их дочь Екатери-
на Ивановна, молодая миловидная девушка, которую в семье зовут
Котик, играла на рояле. Когда Дмитрий Ионыч посетил Туркиных
впервые, он был очарован. Сам Чехов по поводу дома Филимоновых
( прототипа Туркиных ) пометил в записной книжке: "Все это в
скучном сером городе показалось забавно и талантливо". Старцев
находился после вечера в чудесном настроении и, "пройдя девять
верст... не чувствовал ни малейшей усталости". Он влюбился в
Екатерину. Это чувство оказалось за время его жизни в Дялиже
"единственной радостью и... последней". Ради своей любви он
готов, казалось бы, на многое. Но когда Котик отказала ему,
возомнив себя блестящей пианисткой, и уехала из города, он
страдал всего три дня. А потом все пошло по-прежнему. Вспоми-
ная же о своих ухаживаниях и высоких расс
уждениях ( "О, как
мало знают те, которые никогда не любили!"), он только лениво
говорит: "Сколько хлопот, однако!"
Физическое ожирение приходит к Старцеву незаметно. Он пе-
рестает ходить пешком, страдает одышкой, любит закусить. Подк-
радывается и моральное "ожирение". Прежде он выгодно отличался
горячими движениями души и пылкостью чувств от жителей города.
Долгое время те раздражали его "своими разговорами, взглядами
на жизнь и даже своим видом". Он по опыту знал, что с обывате-
лями можно играть в карты, закусывать и говорить только о са-
мых обычных вещах. А если заговорить, например, "о политике
или науке",то обыватель становится в тупик или "заводит такую
философию, тупую и злую, что остается только рукой махнуть и
отойти". Но постепенно Старцев привык к такой жизни и втянулся
в нее. А если ему не хотелось говорить, он больше молчал, за
что получил прозвище "поляка надутого". В конце рассказа мы
видим, что он каждый вечер проводит в клубе, играет в винт,
закусывает и изредка вмешивается в разговор:
"Это вы про что? А? Кого?
Когда Котик убедилась, что у нее посредственные способ-
ности, то жила надеждой на любовь Старцева. Но это уже не
прежний молодой человек, который мог прийти ночью на свидание
на кладбище. Он слишком обленился духовно и нравственно, чтобы
любить и иметь семью. Он только думает: "Хорошо, что я тогда
не женился".
В семье Туркиных, где Дмитрий Ионыч изредка бывал, все
повторялось по заведенной программе. О таких, верно, Пушкин
писал: "Но в них не видно перемены; все в них на старый обра-
зец..." Старцева они раздражают. Он думает: "...если самые та-
лантливые во всем городе так бездарны, то каков же должен быть
город". И он прав, конечно. Но ведь и его жизнь идет по кругу.
Главным развлечением доктора, в "которое он втянулся незамет-
но, мало-помалу", было "по вечерам вынимать из карманов бумаж-
ки", а потом, когда денег стало слишком много, рассматривать
дома, предназначенные к торгам; жадность одолела его. Но он и
сам не смог бы объяснить, зачем ему одному столько денег, если
даже театров и концертов он лишает себя.
Старцев и сам знает, что "стареет, полнеет, опускается",
но ни желания, ни воли к борьбе с обывательщиной у него нет.
Доктора зовут теперь просто Ионычем. Жизненный путь завершен.
Почему же Дмитрий Старцев из горячего юноши стал ожиревшим,
жадным и крикливым Ионычем? Да, среда виновата. Жизнь однооб-
разна, скучна, "проходит тускло, без мыслей". Но мне кажется,
что прежде всего виноват сам доктор, который растерял все луч-
шее, что было в нем, променял живые чувства на сытое, самодо-
вольное существование.
мало знают те, которые никогда не любили!"), он только лениво
говорит: "Сколько хлопот, однако!"
Физическое ожирение приходит к Старцеву незаметно. Он пе-
рестает ходить пешком, страдает одышкой, любит закусить. Подк-
радывается и моральное "ожирение". Прежде он выгодно отличался
горячими движениями души и пылкостью чувств от жителей города.
Долгое время те раздражали его "своими разговорами, взглядами
на жизнь и даже своим видом". Он по опыту знал, что с обывате-
лями можно играть в карты, закусывать и говорить только о са-
мых обычных вещах. А если заговорить, например, "о политике
или науке",то обыватель становится в тупик или "заводит такую
философию, тупую и злую, что остается только рукой махнуть и
отойти". Но постепенно Старцев привык к такой жизни и втянулся
в нее. А если ему не хотелось говорить, он больше молчал, за
что получил прозвище "поляка надутого". В конце рассказа мы
видим, что он каждый вечер проводит в клубе, играет в винт,
закусывает и изредка вмешивается в разговор:
"Это вы про что? А? Кого?
Когда Котик убедилась, что у нее посредственные способ-
ности, то жила надеждой на любовь Старцева. Но это уже не
прежний молодой человек, который мог прийти ночью на свидание
на кладбище. Он слишком обленился духовно и нравственно, чтобы
любить и иметь семью. Он только думает: "Хорошо, что я тогда
не женился".
В семье Туркиных, где Дмитрий Ионыч изредка бывал, все
повторялось по заведенной программе. О таких, верно, Пушкин
писал: "Но в них не видно перемены; все в них на старый обра-
зец..." Старцева они раздражают. Он думает: "...если самые та-
лантливые во всем городе так бездарны, то каков же должен быть
город". И он прав, конечно. Но ведь и его жизнь идет по кругу.
Главным развлечением доктора, в "которое он втянулся незамет-
но, мало-помалу", было "по вечерам вынимать из карманов бумаж-
ки", а потом, когда денег стало слишком много, рассматривать
дома, предназначенные к торгам; жадность одолела его. Но он и
сам не смог бы объяснить, зачем ему одному столько денег, если
даже театров и концертов он лишает себя.
Старцев и сам знает, что "стареет, полнеет, опускается",
но ни желания, ни воли к борьбе с обывательщиной у него нет.
Доктора зовут теперь просто Ионычем. Жизненный путь завершен.
Почему же Дмитрий Старцев из горячего юноши стал ожиревшим,
жадным и крикливым Ионычем? Да, среда виновата. Жизнь однооб-
разна, скучна, "проходит тускло, без мыслей". Но мне кажется,
что прежде всего виноват сам доктор, который растерял все луч-
шее, что было в нем, променял живые чувства на сытое, самодо-
вольное существование.