Сочинения по литературеГоголь Н.В.Мертвые душиРаскрытие образа героя поэмы «Мертвые души» Павел Иванович Чичиков

Раскрытие образа героя поэмы «Мертвые души» Павел Иванович Чичиков

Главным героем поэмы “Мертвые души” является Павел Иванович Чичиков - явление новое в литературе как общественно-психологический тип и, возможно, не до конца раскрытый автором в загадочности художественно-философского, мистического осмысления. Сама портретная характеристика этого антигероя не определяет его как индивидуальность (вспомним точное лермонтовское относительно героя новых времен Печорина: “Глаза не смеялись, когда он смеялся”), подчеркивает стандартность во внешности, вкусах, манерах: “…господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок. Нельзя сказать, чтобы стар, однако же, и не так чтобы слишком молод. Въезд его не произвел в городе совершенно никакого шума и не был сопровожден ничем особенным…”. Значительно позднее, освещая одиссею с торгами-куплей душ, автор укажет: “Темно и скромно происхождение нашего героя… Совсем вышел не такой, как я думал! Ему бы следовало в бабку пойти с матери стороны, что было бы и лучше, а он родился просто, как говорит пословица: ни в мать, ни в отца, а в проезжего молодца”.

Не отмечался юный Павлуша особыми способностями к обучению, однако ближние заметили в нем незаурядный практицизм в жизни, в частности умение “приращивать” деньги, умение понравиться учителям, начальству, хитро кривить душой ради карьеры, манипулируя при этом неискренностью чувств, показными скромностью и аскетизмом. И служба на таможне, и связь с контрабандистами, и умелое избежание наказания и окончательного бесчестия - все служебные и чисто жизненные перипетии формировали опыт человека нового времени, человека с талантом соискателя (”Справедливее всего назвать его: хозяин, приобретатель”). Грядущая сила капитала должна была разрушить не только старые дворянские гнезда, а и сформировать новую мораль, новый тип человеческих отношений, где место под солнцем может получить лишь энергичная, действенная личность, лишенная любых элементов моральных укоров и совести. Чичиков - не какой-то мелкий мошенник или уголовник.

Он энергичный, действенный, воинственно-беспощадный ко всему и всем, кто может стоять на его пути. Это сила, которой завидуют, которая действует безнаказанно и удачно, сила утверждающаяся в ранге культа подлости, перед которой новые поколения будут склонять голову. Прозорливые предостережения великого классика! Так ли это!? Именно этой магической власти денег, власти богатства (вспомним значение апокалипсического числа “зверя”: “В золоте, которое приходило к Соломону каждый год, вес был шестьсот шестьдесят шесть золотых” - 3 царь. 10,14) подчинится человечество (”Ибо он начнет с чрева, чтобы человек, доведенный до крайности недостатком пищи, вынужден был принять его печать”, - так говорил о порабощении народов антихристом св

ятой Ефрем Сирин), который вынужден будет сам отдать себя в вечное рабство - рабство души, по логике Великого Инквизитора из “Братьев Карамазовых” Ф. Достоевского: “Лучше поработите нас, но накормите нас”.

Прообразом какой силы выступает в “Мертвых душах” центральный персонаж Чичиков (или, может, конкретно тем, кто будет править перед концом света?) - становится понятно: Гоголь хорошо сознавал, какие факторы приведут к порабощению человеческих душ. Да и собственно в самой метафоризации характеров и ситуаций заложена идейная парадигма автора с его мистической прозорливостью. Ответ здесь напрашивается в самом вопросе. Кто ставит себе целью поработить души? Какие души? Омертвелые души становятся собственностью князя тьмы! Возможно, дальнейшая работа над образом, который должен был бы перерасти в апокалипсический символ, привела автора к творческим нерешительностям, что и послужило причиной соответствующих метаморфоз со вторым томом поэмы: он перерабатывался, а за девять дней до смерти Гоголь сжег законченную работу.

Лишь пять чудом уцелевших глав были опубликованы после смерти классика. Судя по уцелевшим страницам второго тома, Гоголь старался изобразить положительное начало в национальном прогрессе России, в частности в образах помещика Костанжогло, купца Муразова, которые должны были бы положительно повлиять на моральное очищение Чичикова, который попался на мошенничестве и превратился из богача в бедняка. Однако не эти ли нерешительности в идейно-художественном замысле главного персонажа как апокалипсического символа могли стать причиной кризисного состояния великого мастера? Об этом уже мы вряд ли узнаем. “Мертвые души” Гоголя - это не только сатира на омертвелый духовный мир негодяев, мошенников, подлецов, мир воинствующего зла, олицетворенного в поклонении мамоны.

Бессмертное творение классика вместе с тем является замечательной лирико-эпичной поэмой о великой триединой Руси, о творческой незатухающей силе ее великого народа, в великое будущее которого в прогрессе мировой истории хочется верить автору. В поэме немало прекрасных описаний, замечательных лирических отступлений, некоторые из которых давно стали хрестоматийными. В метафорическом названии птицы-тройки, которая несется в будущее, заложена авторская мысль о сакральном триединстве Руси, сила духа которой неисчерпаемая и неуничтожаемая. Вот только куда - к прогрессу или к пропасти - понесет она?

Мучительным оставался этот вопрос для великого украинца Гоголя: “Русь! Куда же несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик, гремит и становится ветром разорванный в куски воздух. Летит мимо все, что есть на земле, и, косясь, сторонятся и дают ей дорогу другие народы и государства”.

Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название сочинения: Раскрытие образа героя поэмы «Мертвые души» Павел Иванович Чичиков

Слов:737
Символов:5555
Размер:10.85 Кб.