Сочинения по литературеГоголь Н.В.Мертвые душиАВТОРСКИЕ ИДЕАЛЫ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ В ПОЭМЕ "МЕРТВЫЕ ДУШИ"

АВТОРСКИЕ ИДЕАЛЫ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ В ПОЭМЕ "МЕРТВЫЕ ДУШИ"

Гоголь задумывал «Мертвые души» как произведение, обличающие социальные пороки общества, поэтому он искал центрального сюжета не простой какой- нибудь жизненный факт, а такой, который бы дал возможность обнаружить скрытные явления действительности. В этом смысле Гоголю как нельзя лучше подошел сюжет, предложенный А. С. Пушкиным.

Замысел «изъездить вмести с героем всю Русь» давал автору возможность показать жизнь всей России. А поскольку Гоголь описывал ее так, «чтобы вся мелочь, которая ускользает от глаз, мелькнула бы крупно в глаза всем», в поэме встает вся картина русской действительности со всеми ее экономическими и социальными изъяснениями. Однако в «Мертвых душах»

описывается не только страшная, жестокая реальность жизни страны того времени. Ей противопоставленные светлые, чистые, гуманные идеалы автора, его представление о том, какой должна стать Россия, высказанные в лирических отступлениях и отдельных замечаниях, разбросанных по тексту.

Таким образом, картина жизни и быта губернии, в которой, как и во всей стране, основой социального строя является эксплуатация труда, разворачивается перед читателями по мере того, как Чичиков знакомится с помещиками и чиновниками города НН. И поскольку Гоголь видел основной источник бедствия России в несправедливых и бесчеловечных общественных отношениях, то внимание он уделил в первую очередь помещикам, главным угнетателям крестьян.

Автор описывает имение помещиков, их времяпрепровождения, показывая таким образом картину полного упадка крестьянских хозяйств. Особенно это заметно в имениях Манилова, Ноздрева, Плюшкина. Но и кажущиеся крепким хозяйством Коробочки и Собакевича в действительности нежизнеспособны.

Гоголь подчеркивает не только экономическое, но и моральное опустошения помещичьего класса. Углубляя тему духовного разложения дворянства, писатель располагает главы с описанием помещиков в определенном порядке. Он ведет читателя от праздного мечтателя Манилова к «дубинноголовой» скопидомке Коробочке, от бесшабашного мота Ноздрева к оскотинившемуся кулаку Собакевичу и завершает галерею образов помещиков Плюшкиных, «прорехой на человечестве».

Наиболее полно характеризует помещиков их отношение к предложению Чичикова о продаже душ, «в некотором роде окончивших свое существование». Каждый помещик по-своему реагирует на эту просьбу. Манилов со свойственной ему «широтой души» отдает мертвые души даром. Коробочка, привыкшая к тому, что все можно продать и купить, заботится лишь о том, не прогадать, не продешевить. Собакевич в очередной раз проявляет качества «человека кулака», заламывая цену «сто рублей за штуку». Но какими бы ни были оттенки реакции разных помещиков, все они приходят к одному: если «негоция» не принесет вреда государству и не будет в убыток, они согласны.

Рисуя широкую картину дворянской - помещичьей России, Гоголь не ограничивается изображением поместных дворян. На примере города Н.Н. он показывает и мир чиновничества, в котором «плодились из безделья»

злоупотребление властью, интриги, сплетни.

Все чиновники города, начиная с губернатора, положительным единственным качеством которого являлось вышивание «разных домашних узоров», и кончая самым мелким чиновникам, берут взятки, грабят казну, ходят на балы и играют в карты. Такой образ жизни становится нормой для них. Они даже не опасаются карты за свои грехи. Ведь устоявшийся «порядок» охраняется полицмейстером, главным взяточником и казнокрадом. Кроме того, все чиновники повязаны круговой порукой. Каждый из них не чист на руку, и поэтому никому ни приходит в голову доносить на другого.

Итак, Гоголь показал, что жизнь города управляют необразованн

ые, пустые, бесчестные люди. Более того, введя в поэму о капитане Копейкине, автор подчеркнул, что такая картина характера не только для этой губернии, но и для всей страны, которой правили помещики и чиновники, в то время как простой народ терпел одни лишь лишения.

К миру «мертвых душ» в поэме, безусловно, относится и Чичиков. В его лице выразились уже не застойные явления русской жизни, а процесс проникновения в нее новых буржуазных тенденций: духа приобретательства и аферы. Раскрывая свое намерение «припрячь» подлеца, Гоголь детально исследует истоки его личности. Находчивый и ловкий авантюрист, Чичиков - порождение окружающего мира с его кричащими противоречиями бедности и богатства. Родившись в бедной семье, Чичиков не становится «маленьким человеком». Чтобы подняться по общественной лестнице, он воспитывает в себе приспособленчество и изворотливость. Гоголь тонко показывает, что бережливость, накопительство Чичикова, которыми он отличался с детства, имеют иную природу, чем, например, скупость Коробочки или Плюшкина. Жажда обогащение у Чичикова - черта нового буржуазного общества, деньги для него - средство достижения карьеры, комфорта. При этом он прекрасно видит, каким путем создаются огромные состояние в окружающем его мире. Гоголь очень точно определил одну из характерных черт поднимающейся буржуазии - жизненную энергию, целеустремленность действий и в то же время ее определенную эгоистичность.

Итак, привыкшие жить легкой жизнью за счет чужого труда, помещики и чиновники - «мертвые души», с одной стороны, и крестьяне, уделом которых являются нищета, голод, непосильный труд, болезни, с другой, - такой открывается действительность перед Гоголем. Но он не теряет оптимистического настроя, верит в то, что помещики и чиновники изживут себя. Рядом с помещиками, «мертвыми душами», встают светлые образы простых людей, которые являются для автора воплощением идеалов духовности, мужества, свободолюбия.

В лирических отступлениях Гоголь создает образ истинно живой народной души.

Автор восторгается удалью, щедростью, талантливостью и умом русского народа.

Он восхищается бойким, ярким словом простых людей. Гоголь с любовью говорит, что, «птица - тройка», летящая по необъятным просторам русской земли, « могла родиться только у бойкого народа». Образ «русской тройки», приобретающий символическое значение, неразрывно связан у автора с образами «расторопного ярославского мужика», одним топором и долотом смастерившего прочный экипаж, и ямщика, примостившегося «черт знает на чем» и лихо управляющего тройкой.

Ведь только благодаря таким людям Русь несется вперед, поражая созерцателя этого чуда.

Именно Россия, подобная «не обгоняемой тройке», заставляющая «другие народы и государства» давать ей дорогу, а не Россия Маниловых, Собакевичей и Плюшкиных является идеалом Гоголя.

Показывая на примере простых истинно ценные качества души, Гоголь обращается к читателям с призывом сохранять с юношеских лет «всечеловеческие движения».

В лирических отступлениях Гоголь затрагивает много тем. И в этих размышлениях выражены идеалы автора. Так, говоря о двух типах писателей Гоголь отмечает, что истинный писатель не тот, который «чудно польстил людям, скрыв печальное в жизни», а тот, кто дерзнул «вызвать наружу» всю страшную, потрясающую тину мелочей, окутавших нашу жизнь».

Итак, в поэме «Мертвые души» действительность и авторские идеалы. Гоголь без прикрас показывает жизнь современной ему России и, вместе с тем, учит доброте, честности, любви к народу и труду.

Культурный, любящий родину, думающий человек с живой душой - вот идеал Гоголя, который созвучен и нашему времени.

Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название сочинения: АВТОРСКИЕ ИДЕАЛЫ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ В ПОЭМЕ "МЕРТВЫЕ ДУШИ"

Слов:1072
Символов:7506
Размер:14.66 Кб.