Обобщающее значение образов помещиков, приёмы сатирической обрисовки. Особое место образа Плюшкина в романе
Продолжить знакомство учащихся с содержанием поэмы «Мёртвые души»; формировать умение анализировать текст, характеризовать персонажей, определять роли интерьеров, портретов; совершенствовать умение отвечать на вопросы эвристического и проблемного характера, делать выводы о значении образов Чичикова и помещиков в раскрытии авторского замысла; прививать навыки вдумчивого читателя.
Оборудование:
Портрет н. В. Гоголя; иллюстрации к поэме; раздаточный материал для групповой работы; эпиграф на доске.
Не ревизские — мёртвые души, а все эти
Ноздрёвы, Маниловы и …. —
Вот мёртвые души, и мы их встречаем
На каждом шагу.
А. И. Герцен
….. Все прочие (лат.)
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
1. приветствие учителя
2. Запись даты, темы урока, эпиграфа в тетрадь
II. Постановка целей и задач урока. Актуализация знаний учащихся
Мини-викторина
1) «В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод». Кто сидел в бричке? (Чичиков)
2) Кто, «приехавши довольно поздно из города… и лёгши в кровать возле худощавой жены своей, сказал: «Я, душенька, был у губернатора на вечере, и у полицеймейстера обедал, и познакомился с коллежским советником Павлом Ивановичем Чичиковым: преприятный человек!»? (Помещик Собакевич)
3) Чьё это поместье: «Дом господский стоял на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть… У подошвы этого возвышения, и частию по самому скату, темнели вдоль и поперёк серенькие бревенчатые избы…»? (Помещика Манилова)
4) Кого характеризуют следующие слова: «…люди так себе, ни то ни сё, ни в городе Богдан ни в селе Селифан»? (Помещика Манилова)
5) «Комната была, точно, не без приятности: стены были выкрашены какой-то голубенькой краской вроде серенькой, четыре стула, одно кресло, стол, на котором лежала книжка с заложенною закладкою, о которой мы уже имели случай упомянуть, несколько исписанных бумаг, но больше всего было…» Чего было больше всего? (Табаку)
6) Когда Чичиков сказал Коробочке: «Я спрашиваю про мёртвых», она ответила: «Право, я боюсь на первых-то порах, чтобы как-нибудь…»? («...не понести убытку»)
7) «ноздрёв был в некотором отношении исторический человек. ни на одном собрании, где он был не обходилось без…» Без чего? (Истории)
8) Дополните цитату словом: «ну послушай, сыграем в…, выиграешь — твои все. Ведь у меня много таких, которых нужно вычеркнуть из ревизии». (Шашки)
9) «Чичиков ещё раз окинул комнату, и всё, что в ней ни было… Стол, кресла, стулья — всё было самого тяжёлого и беспокойного свойства,— словом, каждый предмет, каждый стул, казалось, говорил: «И я тоже …!» или «И я тоже похож на…!» тоже кто? Похо
III. Работа по теме урока
1. Групповая работа. Характеристика помещиков на основе
Подготовленного домашнего задания
Задания для групп
Учитель комментирует задания или готовит раздаточный материал.
1 группа: «Человек ни то ни сё: ни в городе Богдан, ни в селе
Селифан».
Дать характеристику помещику Манилову.
2 группа: «Одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки…, а между тем набирают понемногу
Деньжонок в пестрядевые мешочки…».
Дать характеристику помещице Коробочке.
3 группа: «Исторический» и «многосторонний». Дать характеристику помещику Ноздреву.
4 группа: «Кто кулак, тому уж не разогнуться в ладонь». Дать характеристику помещику Собакевичу.
5 группа: «Прореха на человечестве». Дать характеристику помещику Плюшкину.
2. Фронтальная обобщающая беседа
♦ Почему все главы о пребывании Чичикова у каждого из помещиков подчинены Гоголем единому композиционному плану? Почему они всё-таки не кажутся читателю одинаковыми?
♦ Какой эпизод в каждой из этих глав является центральным, кульминационным? Почему?
♦ Какие главные черты характера подчёркивает Гоголь в каждом из помещиков: Манилове, Коробочке, Ноздреве, Собакевиче, Плюшкине? Говорят ли о чём-нибудь их фамилии?
♦ Почему в главе о Плюшкине Гоголь отступает от избранного композиционного приёма и рассказывает о прошлом этого помещика?
♦ Чем отличаются помещики и что их роднит?
♦ С кем или с чем сравнивает писатель каждого из помещиков?
♦ Какие приёмы сатирической обрисовки помещиков можно выделить в поэме? (Несоответствие между словами и поведением; вариации одной и той же мысли (для Плюшкина все военные — картёжники и моты); сравнение героев с животными, предметами; гиперболизация.)
3. Заключительное слово учителя
— Каждый представитель поместных дворян нарисован Гоголем прежде всего как владелец и как торговец крепостными крестьянами. Сила гоголевской сатиры заключается в том, что, рисуя того или иного помещика, писатель не изображает их как извергов, самодуров и злодеев, а представляет самыми обыкновенными людьми, но людьми ничтожными, ленивыми, праздными, пошлыми и духовно убогими. разные, на первый взгляд, помещики едины в главном — они лишены высоких человеческих чувств. За каждым из них стоит всё сословие помещичьего класса. По сути, они и есть «мёртвые души», которым отдана власть над сотнями тысяч живых людей.