...Великие произведения искусства становятся вечными спутниками человечества.
С. Машинский
Николай Васильевич Гоголь — один из великих писателей XIX века. Моим любимым произведением является поэма “Мертвые души”. Это произведение — самая
значительная работа Николая Васильевича Гоголя, вершина его творчества. Читая его,
видишь, какая страшная была жизнь на русской земле. “Крик ужаса и стыд”, — так
назвал Герцен эту поэму.
В поэме “Мертвые души” писатель показал, что старая патриархальная дворянская Россия начинает разрушаться. Сюжет состоит из трех внешне замкнутых, но внутренне очень связанных между собой звеньев: помещики, городское чиновничество и жизнеописание Чичикова. Образы помещиков, в частности Плюшкина: “Лицо его не представляло ничего особенного; оно было почти такое же, как у многих худощавых стариков, один подбородок только выступал очень далеко вперед, так что он должен был всякий раз закрывать его платком, чтобы не заплевать; маленькие глазки еще не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши, когда, высунувши из темных нор остренькие морды, насторожа уши и моргая усом, они высматривают, не затаился ли где кот или шалун мальчишка, и нюхают подозрительно самый воздух. Гораздо замечательнее был
наряд его: никакими средствами и стараньями нельзя бы докопаться, из чего состряпан был его халат: рукава и верхние полы до того засалились и залоснились, что походили на
юфть, какая идет на сапоги; назади вместо двух болталось четыре полы, из которых
охлопьями лезла хлопчатая бумага. На шее у него тоже было повязано что-то такое,
которого нельзя было разобрать: чулок ли, подвязка ли, или набрюшник, только никак не
галстук” — яркие тому свидетельства.
Появление людей иной жизненной ориентации вызвано неумолимым ходом истории. Таков Павел Иванович Чичиков, “не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод”, — человек новой формации, делец-приобретатель.
Характер Чичикова непрост, понять его читателю нелегко. В начале повествования автор
рисует внешний облик героя: “человек средних лет”, “не красавец, но и не дурной
наружности”, — подчеркивая неопределенность и непредсказуемость этого образа.
Раскрывая читателю главного героя как социально-психологический тип, Гоголь повествует о происхождении, воспитании и жизненных условиях формирования личности Чичикова.
Павел Иванович — единственный персонаж, история жизни которого раскрыта во всех деталях, всесторонне художественно исследована. Он относится к типу “сквозных” героев, хотя с его биографией мы знакомимся лишь в конце первого тома.
Что же за человек Чичиков? Входит ли он в общую картину российской жизни или выпадает из нее? Хотя Павел Иванович отчасти чиновник и отчасти помещик, Гоголь отделяет его от этого мира, присоединяя к Руси “с одного боку”. Своеобразие героя заключается в том, что он являет собой существо новое, в своей новизне неясное, возможностей своих не исчерпавшее, как помещики и чиновники.
В одиннадцатой главе поэмы писатель открывает перед нами историю жизни
Чичикова. Автор отмечает “темное и скромное” происхождение героя. Его
начальное воспитание и обучение протекали в “маленькой горенке с маленькими окнами”,
которые никогда не открывались. Отец оставил в наследство Павлуше полтину меди
да завет старательно учиться, угождать учителям
и самое главное — беречь и копить копейку. В завещании батюшка ничего не сказал сыну о моральной ответственности перед людьми, о чести и достоинстве. Идя по дороге жизни и вырабатывая свои житейские принципы, Чичиков понял, что эти понятия только
мешают достижению корыстных целей.
Свое благополучие Павел Иванович строил за счет других: оскорбление учителя, обман повытчика и его дочери, взяточничество, присвоение казенного, махинация на таможне.
Причем, всякий раз терпя поражение, он с еще большей энергией осуществлял очередное
мошенничество. Интересно вспомнить, какие мысли занимали гоголевского героя после
неудавшейся сделки с контрабандистами. Чичиков сетовал на то, что все пользуются
своей должностью, “все приобретают”, если бы не взял он, то взяли бы другие. Это Павел
Иванович называет “угрызениями совести”, размышляя о своих детях, которым он не
сможет оставить достойного состояния.
Гоголь, пристально наблюдающий не только за поступками героя, но и за его мыслями,
отмечает, что в чичиковских рассуждениях “была некоторая сторона справедливости”.
Привычно звучит гоголевская ирония о том, что такое поведение чиновников в России
было естественно.
Мы не можем отрицать, что Чичиков — человек дела, не опускающий руки перед трудностями, что его судьба во многом драматична. Отрадно замечать в таких людях проявление искренних чувств. При встрече на балу с таинственной незнакомкой, губернаторской дочкой, с главным героем произошло “что-то такое страшное”. Однако грустно осознавать неразвитость души героя, ее неспособность воспринимать высокое и возвышенное.
Гоголю удалось показать сложный характер, который выписан с такой психологической точностью и обобщенностью, что узнаваем и сегодня. Называя Чичикова “подлецом”, писатель не только высказывает свое отношение к типу таких людей, но и ясно осознает, что приобретательство становится страшным бичом общества.
Приступая к самому грандиозному проекту — покупке “мертвых душ”, Павел Иванович пытается учесть опыт предшествующих неудач, поэтому действия его неторопливы и в то же время целенаправленны и масштабны. Он постиг “великую тайну нравиться”, производя неотразимое впечатление на губернское дворянство. Ему не откажешь в знании людей, как тонкий психолог беседует он с помещиками. Наконец, Гоголь не отказал Чичикову в таких качествах, как энергия и воля, чего лишены совершенно “мертвые души” чиновников и помещиков. Однако “живая душа” героя “Мертвых душ” несет миру не меньшее зло. На смену косности и пошлости приходит воинствующая подлость.
Николая Васильевича Гоголя всерьез тревожит глубокое проникновение Чичиковых в
общество, что ведет к потере человечности. Исследование характера приобретателя
автор заканчивает горьким раздумьем о том, что “миллионщик”, новоявленный Наполеон
Чичиков живет в каждом человеке. И потому задача писателя — помочь избавиться людям от пороков.
“Мертвые души” принадлежат к числу таких произведений, глубина мысли, немеркнущая
художественная красота, поэзия которых чрезвычайно дороги людям.
Каждая эпоха по-новому прочитывает эти произведения и всякий раз открывает в них
что-то новое и очень важное для людей, помогающее им глубже понимать прошлое и
настоящее того мира, в котором они живут, то есть приобретать понимание жизни в ее
непрестанном историческом движении.