Сочинения по литературеГоголь Н.В.Мертвые души"Война есть одно из величайших кощунств над человеком и природой" (А.С. Пушкин) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века)

"Война есть одно из величайших кощунств над человеком и природой" (А.С. Пушкин) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века)

Эх ты, подлец'-Н. В. Гоголь Поэма "Мертвые души" явилась своеобразным поиском Н. В. Гоголя положительного героя. Но не было его в этом несправедливом мире. Писатель избрал форму путешествия для того, чтобы иметь возможность показать многих людей, искалеченны крепостным правом, загубивших свою и близких жизнь, начина с рациональной бережливости, "свихнувшись" на этой почве, я теряв человеческий облик и достоинство, они превращаются оеху на человечестве". Таков Плюшкин. "А ведь было вре-когда он только был бережливым хозяином! был женат и се-" ' и сосед заезжал к нему пообедать, слушать и учиться у зил, -- - -хозяйству и мудрой скупости... Но добрая хозяйка умерла; В тъ ключей... перешла к нему. Плюшкин стал беспокойнее... по-4 пйтельнее... скупее..." Бережливость переродилась в скаред-сть, а некогда богатое поместье - в развалившееся хозяйство. R-ьехав в деревню Плюшкина, Чичиков замечает "какую-то особенную ветхость... на всех деревянных строениях: бревно на избах было темно и старо; многие крыши сквозили, как решето; на иных оставался только конек... Окна в избенках были без стекол..." Господский дом глядел "каким-то дряхлым инвалидом", только сад, "заросший и заглохший, казалось, один освежал эту обширную деревню и один был вполне живописен в своем картинном опустении". Увидев одинокую фигуру, Чичиков долго решал, кто это: "баба или мужик". Вначале он принял Плюшкина за его ключницу, так экзотически, жалко и неряшливо был одет один из богатейших помещиков губернии. Его дом поразил Чичикова беспорядком. "Казалось, как будто в доме происходило мытье полов и сюда на время нагромоздили всю мебель", все ветхо, грязно и убого. Плюшкин совершенно утерял связь с реальным миром, он не понимает ценности вещей, зачем-то хранит засохший куст лимона, кусок сургуча, "рюмку с какой-то жидкостью и тремя мухами". Его комната завалена хламом: дырявыми ведрами, старыми подметками, ржавыми гвоздями. Облик самого хозяина достаточно неприятен. "Маленькие глазки еще не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши", которые высматривают кота,

боясь попасться ему в зубы. Встреть его Чичиков в церкви, "то, вероятно, дал бы ему медный грош". Но Плюшкин "не нищий... У этого помещика была тысяча с лишком душ". В складах и амбарах гниет хлеб и другие продукты, но, "не довольствуясь сим, он ходил еще каждый день по улицам своей Деревни", заглядывая по углам, собирая все, что попадалось: Старая подошва, бабья тряпка, железный гвоздь, глиняный Репок". И все тащил к себе в комнату. "Вон уж рыболов °Шел на охоту",- говорили о нем крестьяне. Отнять назад свою вещь крестьянам почти не удавалось, а уж если она подала в общую кучу, то пропадала для них вовсе. Чичиков сразу оценил обстановку и принял правильный тон, сказался благодетелем, берущим на себя расходы по всем еРшим и беглым крестьянам. Жалка картина сделки, описанная Гоголем блестя Плюшкин ругается с ключницей, якобы укравшей четвептг* /- **Kv бумажного листа, потом находит искомый клочок, жалея нельзя обойтись "восьмушкой". ° В этом эпизоде мы слышим негодование автора, говорящег "ничтожности" и "гадости", до которой может дойти челове подчинив свою жизнь наживе, забыв о тех идеалах и мечтах ' которым стремился в юности. "Грозна, страшна грядущая впеп ди старость, и ничего не отдает назад и обратно! Могила милосеп днее ее, на могиле напишется: "Здесь погребен человек!"--", но ничего не прочитаешь в хладных, бесчувственных чертах бесчеловечной старости". Описывая нравы помещичьей России, Гоголь средствами смеха борется против главной причины зла - крепостного права делающего из людей рабов мелких "страстишек", вытравляющего душу. Но писатель-гуманист хотел видеть и положительное в жизни, он надеялся, что Россия сможет освободиться от данного зла, и появляется в поэме образ "птицы-тройки", способной вывезти отчизну из того состояния, в котором она прозябает. "Русь, куда же несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают дорогу другие народы и государства".

Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название сочинения: "Война есть одно из величайших кощунств над человеком и природой" (А.С. Пушкин) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века)

Слов:609
Символов:4385
Размер:8.56 Кб.