1. Успех новой комедии, обличающей пороки государственной системы. 2. Роль эпиграфа в целостном восприятии произведения. 3. Характеры главных героев. 4. Актуальность пьесы в наши дни.
В комедии «Ревизор», по словам самого Н. В. Гоголя, он задался целью «собрать в одну кучу все дурное в России, все несправедливости», саркастически высмеять то, что «действительно достойно осмеяния всеобщего».
Первая постановка комедии «Ревизор» состоялась в 1836 году в Петербурге и прошла с большим успехом. Живые, актуальные проблемы современной действительности, ярко изображенные в новой пьесе, вызвали в прессе множество противоречивых, эмоциональных откликов. Комедия, несмотря на кажущуюся простоту, имела не только поверхностный, юмористический, но и глубокий политический смысл. Автор сумел создать правдивое, емкое и реалистичное произведение, наполненное острым, едким юмором, без обиняков обличавшее закоснелую бюрократическую систему, характерную для крепостной России.
В комедии «Ревизор» автор изображает маленький провинциальный городок, в котором царит полный произвол — не существует даже положенного по статусу полицейского порядка. Власти в этом городке объединились в слаженную, хорошо сработанную систему, состоящую из воров и мошенников разного ранга, символизирующую собой чиновничью иерархию, существующую в России николаевских времен.
Эпиграф к данному произведению — «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» — был выбран автором не случайно. Именно в нем кратко выражен обличительный смысл этой замечательной комедии. Сама компоновка пьесы демонстрирует читателю, что изображаемые события являются лишь небольшой частью огромной бюрократической системы, царящей в России. Не случайны слова городничего об особенностях месторасположения захолустного города: «...Хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь». Этой репликой Гоголь подчеркивает тот факт, что творящиеся в городе беззакония не могут быть обнаружены вышестоящим начальством, поскольку даже обращение к нему горожан с какими-либо жалобами фактически невозможно.
Основная сюжетная линия комедии «Ревизор» — встреча трактирного завсегдатая, сильно поиздержавшегося в дороге, но по ошибке принятого за ревизора из столицы, — несмотря на кажущую надуманность, является вполне обыденной. Ведь известен же подлинный исторический факт, повествующий о том, как А. С. Пушкина в Нижнем Новгороде случайно приняли за ревизора. Основной причиной произошедшей ошибки стал страх мелкого чиновничества перед вышестоящим начальством, пусть даже мнимым, — страх, который не контролируется разумом и неподвластен никаким логическим доводам.
Городничий, сам не отличающийся честностью, «плут первого разряда», как ни странно, весьма неглуп, но при этом его сковывает страх перед разоблачением — именно поэтому он одним из первых принимается угождать Хлестакову, чтобы отвести угрозу раскрытия своих «темных делишек».
В комедии «Ревизор» Гоголь образно и ярко показывает характеры людей, относящихся к различным классам и сословиям. Всех персонажей объединяет одно общее качество — страх перед вышестоящим начальством. Даже явные признаки мошенничества Хлестакова воспринимаются как неопровержимые доказательства занимаемой им высок
Общая картина произвола, процветающего мошенничества, взяточничества показана автором с помощью соответствующих реплик чиновников. Герои пьесы рассказывают о том, что людей в больницах очень плохо кормят, (а фактически — морят голодом), что у солдат нет нижнего белья и рубашек, что деньги, собранные на строительство храма, пропиты и проедены, народу же объявили, что церковь была построена, но сразу же сгорела.
Ни один из чиновников, изображенных в комедии «Ревизор», даже в малой степени не знаком с понятием гражданского долга. Каждый из них стремится к личному обогащению, действует в собственных интересах, имеет крайне низкий духовный уровень и извращенные понятия о нравственности и долге перед Отечеством. Характерным примером в данном случае является судья с «говорящей фамилией» Ляпкин-Тяпкин, который никогда не изучает судебных бумаг, поскольку не может сориентироваться, где в них правда, а где ложь. Сущность суда в провинциальном городе заключается либо в многолетней волоките, либо во взяточничестве.
Смотритель «богоугодных заведений» Земляника также равнодушно относится к своим обязанностям. Он прекрасно осведомлен о том, что в подведомственных ему лечебных учреждениях процветает воровство, но при этом совершенно не заботится о людях — «...Умрет, так умрет, если выздоровеет, то и так выздоровеет». При этом он рьяно следит за деятельностью других людей и регулярно сообщает Хлестакову о неблаговидном поведении своих сослуживцев.
В отличие от Земляники, скромный смотритель училищ Хлопов — запуганный и робкий человек. Он искренне уверен в том, что недалекие, а подчас и откровенно глупые учителя, тем не менее, приносят обществу реальную пользу, поскольку не причиняют никому вреда и не допускают вольнодумных мыслей.
Самым ярким образом, показанным автором в комедии «Ревизор», можно с уверенностью назвать Хлестакова. Такой персонаж еще не встречался в литературе того времени — не случайно впоследствии понятие «хлестаковщина» стало нарицательным. Мнимого ревизора, с одной стороны, нельзя назвать плохим человеком — это наивный, пустоватый дворянин, баловень судьбы, который с легкостью тратит средства, полученные им в наследство от нажившего их отца — богатого помещика. Характерной чертой Хлестакова является природное нахальство, поддерживаемое необычайной легкостью мыслей и умением приспосабливаться к любой возникшей ситуации. Не имея четкого представления о добре и зле, он способен не подлость — только потому, что не понимает порочность своих деяний.
Фигурами второго плана в рассматриваемом произведении являются представители различных сословий — мастеровые, купцы, полицейские, в общем, вся разношерстная толпа, представляющая собой уездную Россию того времени. Каждый персонаж, выведенный Гоголем, типизирован и типичен для нашей страны. И городничие, и Хлестаковы существовали и будут существовать при любом режиме, любом государственном строе. Не случайно комедия «Ревизор» и в настоящее время ставится в различных театрах и собирает полные залы.