В этой сцене все чиновники саморазоблачаются, и зрители узнают
о состоянии городских дел. Разоблачение построено по такой схеме:
городничий говорит о том, каким должно быть государственное учреждение,
а затем каждый из чиновников начинает оправдываться. В
результате наблюдается поразительный эффект, освещающий картину
полнейшего произвола и немыслимого невежества.
В богоугодных заведениях на больных не заведено никаких историй
болезней, соответственно ни о каком правильном лечении не
может быть и речи, тем более что лекарств в больнице тоже нет.
Артемий Филиппович дает объяснение, поражающее своей «универсальностью» и невежеством: О! насчет врачеваньямы с Христианом
Ивановичем взяли свои меры: чем ближе к натуре, тем лучше, - лекарств
дорогих мы не употребляем. Человек простой: если умрет,
то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет. Да
и Христиану Ивановичу затруднительно было б с ними изъясняться:
он по-русски ни слова не знает. Городничий же, в свою очередь,
дает совет Землянике: ...Нехорошо, что у вас больные такой крепкий
табак курят, что всегда расчихаешься, когда войдешь. Да и лучше,
если б их было меньше: тотчас отнесут к дурному смотрению или
к неискусству врача. Комментарии излишни.
Городничий, оказывается, в курсе всех городских дел, вернее, отсутствия
дел. Он знает, что в здании суда, в передней, водится домашняя
птица, а от одного из заседателей «пахнет винокуренным
заводом». Судья же, в свою очередь, дает смехотворное объяснение
такому факту: В детстве мамка его ушибла, и с тех пор от него отдает
немного водкой.
Судья берет взятки борзыми щенками, но при этом полагает, что
это вовсе и не взятки: Грешки грешкам - рознь. Я говорю всем открыто,
что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это
совсем иное дело. Удивительно, что городничий соглашается с ним,
но при этом находит у судьи большой изъян: Ну, и что из того, что
вы берете взятки борзыми щенками? Зато вы в Бога не веруете;
вы в церковь никогда не ходите; а я по крайней мере в вере тверд и
каждое воскресенье бываю в церкви. А вы... О, я знаю вас: вы если
начнете говорить о сотворении мира, просто волосы дыбом поднимаются.
Желая показать себя примерным христианином, городничий,
конечно же, не замечает, что он смешон, потому что легко переходит
от борзых щенков к вере в Бога, - для него эти понятия одного порядка.
Невозможно удержаться от смеха при «серьезном» диалоге
городничего с Лукой Лукичом, смотрителем учебных заведений. Городничий
сетует на одного преподавателя, который при ведении урока
истории строит страшные рожи. Комичной является и оценка им одного
из уроков истории: Я раз слушал его: ну, покамест говорил об
ассириянах и вавилонянах - еще ничего, а как добрался до Александра
Македонского, то я не могу вам сказать, что с ним сделалось. Я думал,
что пожар, ей-богу! Сбежал с кафедры и что силы есть хвать
стуломобпол. Оно, конечно, Александр Македонский герой, нозачемже
стульяломать? От этого убыток казне. В этой реплике видна «забота»
о казне. В народе такая забота называется «экономить на спичках».
Крупное воровство прик
Заканчивается сцена восклицанием городничего в сторону
предполагаемого ревизора (...вот инкогнито проклятое!), в котором
ощущается страх перед разоблачением неблаговидных дел, поощряемых
им, городничим!
Состояние страха перед разоблачением создает образ ревизора,
чиновники ждут встречи с ним, хотя и панически его боятся. Приходит
почтмейстер, городничий спрашивает его мнение о приезде
чиновника, и почтмейстер выдает смехотворное предположение:
война с турками будет. Глава города не может отделаться от страха,
его беспокоит, что купечество и граждане будут жаловаться на него
за несправедливое отношение. Выясняется еще одно злоупотребление
служебным положением: почтмейстер признается в том, что он
читает письма граждан, но никого это не смущает, более того, городничий
сам настоятельно просит вскрывать письма, с тем чтобы быть
заранее извещенным о приезде ревизора. Страх продолжает делать
«свое черное дело» - уничтожать все остатки «благоразумия».
Городничий уже ни о чем не может думать: Батюшки, не милы
мне теперь ваши зайцы: у меня инкогнито проклятое сидит в голове.
Так и ждешь, что вот отворится дверь и - шасть...
Появление помещиков Добчинского и Бобчинского еще больше
вносит сумятицу в настроение чиновников. Все забыли о том, что
помещики - первые сплетники, что их вестям верить нельзя. Страх
продолжает парализовать здравомыслие всех участников событий.
Перебивая друг друга, едва переводя дыхание, Добчинский и Боб-
чинский рассказывают о некоем чиновнике, который живет инкогнито
в гостинице и ни за что не платит. Аргумент «ни за что не
платит» явился для всех ответом на ожидание ревизора. Все наблюдения
за проезжим чиновником преподносятся в искаженном виде.
Еще более смешной аргумент - отсутствие денег - принимается всеми
за непременное качество ревизора. В другое время все эти наблюдения
никому не показались бы странными, но сейчас, в момент обсуждения
приезда ревизора, все сошло за чистую монету. Все поверили сразу,
что странный господин в гостинице, отказывающийся платить за еду,
и есть ревизор.
Городничий дает распоряжения о приведении в порядок городских
улиц. Все его указания - яркий показатель всевозможных бесчинств:
разворовывание городской казны, составление липовых отчетов
о благоустройстве города.
Городничий. Да если спросят, отчего не выстроена церковь
при богоугодном заведении, на которую пять лет тому назад была
ассигнована сумма, то не позабыть сказать, что начала строиться,
но сгорела. Я об этом и рапорт представлял. А то, пожалуй,
кто-нибудь, позабывшись, сдуру скажет, что она и не начиналась.
Да сказать Держиморде, чтобы не слишком давал волю кулакам своим;
он, для порядка, всем ставит фонари под глазами - и правому и виноватому
Не забудем, что ранее городничий похвалялся своим религиозным
чувством, однако «примерный христианин» не забывал
перекладывать деньги, отпущенные на строительство храма, в свой
карман. Все чиновники живут по принципу «рука руку моет» и по
пословице: «Бог не выдаст, свинья не съест».