Сочинения по литературеГоголь Н.В.РевизорСатирическое изображение действительности в комедии

Сатирическое изображение действительности в комедии

В октябре 1835 года Н. В. Гоголь приступил к созданию своей, пожалуй, лучшей комедии — комедии "Ревизор".

Немного раньше в письме к А. С. Пушкину Гоголь просил подсказать ему какой-нибудь новый сюжет, "чисто русский

анекдот", обещая, что сделает из него комедию, которая получится "смешнее черта". Пушкин поделился с Гоголем

одним из своих сюжетов — анекдотом о проезжем рядовом чиновнике, принятом в провинции за важную персону. В

декабре 1835 г. комедия была закончена, а в следующем году поставлена на сцене Александринского театра в

Петербурге. Она пользовалась необычайным успехом; ее с большим удовольствием посмотрел сам Николай I и

заметил, что в пьесе "всем досталось", а больше всего ему.

Что же вызывало смех у зрителей? Прежде всего — персонажи комедии. Гоголь показал невероятно смешные и

в то же время чрезвычайно достоверные, узнаваемые типы людей. Перед нами предстают не просто отдельные

чиновники некоего провинциального городка, а целые собирательные образы. Каждый из них по-своему смешон и по-

своему типичен.

Так, городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский — "уже постаревший на службе и очень неглупый по-

своему человек", прошедший всю служебную лестницу и знающий все порядки, умеющий брать взятки и ловко давать

их. Судья Ляпкин-Тяпкин прочел "пять или шесть книг" и потому считается чуть ли вольнодумцем и якобинцем.

Попечитель богоугодных заведений Земляника, несмотря на свою толщину и внешнюю неповоротливость, — большой

"проныра и плут"; он очень услужлив и суетлив, любит доносить на своих сослуживцев. Почтмейстер Шпекин

—"простодушный до наивности человек", обожающий читать чужие письма и наиболее понравившиеся даже

оставляет себе на память и читает вслух своим знакомым. Главный персонаж комедии — Хлестаков — молодой

человек лет двадцати трех, несколько глуповатый и "без царя в голове". Как мы видим, все без исключения

персонажи комедии охарактеризованы автором весьма саркастично. Гоголь широко использует прием "говорящих"

имен. Чего стоят только фамилии местных полицейских: Уховертов, Держиморда, Свистунов. А судья Ляпкин-Тяпкин;

а доктор Гибнер, явно его фамилия образована от глагола "гибнуть".

Чрезвычайно смешон и сюжет комедии. Чиновники, напуганные известием о приезде тайного ревизора,

принимают мелкого чиновника Хлестакова за важную шишку. Они заискивают перед ним, всячески ублажают его,

дают ему деньги. И это при том, что сам Хлестаков почти до конца действия так и не понимает, за что же ему оказаны

такие почести. Он ни своим внешним видом, ни поведением нисколько не напоминает настоящего ревизора.

Хлестаков, кажется, ведет себя очень глупо, постоянно проговаривается, выдает свое истинно

е положение: он на

дружеской ноге с “самим” начальником отделения, его даже хотели сделать коллежским асессором; он живет на

четвертом этаже в доходном доме, где селились только мелкие чиновники. После обеда опьяненный вином и

всеобщим почтением Хлестаков начинает уже хвастать без удержу: он близко знаком с самим Пушкиным; сам пишет;

его перу принадлежат известные произведения; его боится государственный совет, скоро его произведут в

фельдмаршалы... Любой человек сразу бы мог "раскусить" Хлестакова; но чиновники настолько испуганы, что

принимают его откровенную ложь за чистую монету и ничего не подозревают до самого конца — до чтения

хлестаковского письма. Почему так происходит? Потому, что каждый из чиновников чувствует за собой определенные

"грешки". Персонажи комедии представляют собой "корпорацию разных служебных воров и грабителей", как написал

В. Г. Белинский в одном из писем к Гоголю. Городничий, например, беззастенчиво ворует казенные деньги и грабит

население. Он обложил местных купцов своеобразной данью; получает от них подношения и следит лишь за тем,

чтобы каждый получал в соответствии с чином. "Смотри! не по чину берешь!" — распекает он квартального, который

вместо положенных "по чину" двух аршин сукна взял у купца намного больше.

Судья Ляпкин-Тяпкин открыто признает, что берет взятки, но борзыми щенками, и это как бы за взятки не

считается. И сам Городничий стремится при встрече с "ревизором" Хлестаковым первым делом дать ему взятку и

радуется, когда тот берет деньги. Можно сказать, что это уже стало нормой в городе. Но Гоголь не случайно выбирает

для действия комедии этот ничем не примечательный уездный город; тем самым он как бы подчеркивал, что

подобные нравы распространены по всему государству, и в этом городе, как в капле воды, отразилась вся Россия.

Такие городничие, судьи, попечители, почтмейстеры были в каждом малом и великом городе Российской империи; и

поэтому смех Гоголя — это горький смех: ему было больно и стыдно видеть все это.

В "Ревизоре" Гоголь выступает как драматург-новатор. Он первым так достоверно показал на сцене российскую

действительность. Это реалистическая комедия, хотя содержит в себе элементы типичной "комедии нравов" и

"комедии положений". Но для писателя было важным не рассмешить зрителя, а высмеять определенные пороки

общества. Не случайно писатель взял в качестве эпиграфа к пьесе пословицу "На зеркало неча пенять, коли рожа

крива". И драматургический конфликт в комедии не любовный, как было обычно, а социальный. Гоголь нарушает

традиции "классической" комедии и создает новую, реалистическую русскую комедию, получившую развитие в

творчестве Островского и Чехова.

Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название сочинения: Сатирическое изображение действительности в комедии

Слов:777
Символов:5970
Размер:11.66 Кб.