«Ревизор» — вершина векового развития русской комедии, новая ступень в ее истории. Гоголь создал глубоко правдивую комедию, проникнутую острым юмором. Тема носила политический характер, но обличительный смысл углублялся тем, что писатель представил не столько пороки отдельных чиновников, сколько присущие этим последним ложные понятия о гражданских обязанностях.
Гоголь не погрешил против истины: случаи, подобные с ревизором, были. Известно, что Пушкина во время поездки в Нижний Новгород приняли за ревизора. Были случаи с авантюристами, которые выдавали себя за ревизоров и обирали чиновников.
Действие пьесы разворачивается в небольшом провинциальном городке. Тихий захолустный городок не единичен, их много таких было в николаевскую эпоху. Все они так похожи друг на друга, что стали символом режима того времени. Из города «хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь», и все государство таково, как этот город. «На улицах кабак, нечистота!» Возле старого забора «навалено на сорок телег всякого сору».. Церковь, «на которую назад тому пять лет была ассигнована сумма... начала строиться, но сгорела».
Вся верхушка города вполне соответствует его внешнему виду. Образы чиновников раскрыты настолько верно и правдиво, что не приходится сомневаться в действительности их существования.
Городничий — центральная фигура в городе и самая значительная среди остальных чиновников. Именно вокруг него крутится вся жизнь в городе. Что представляет собой городничий? Неглуп: он более трезво, чем все остальные, судит о причинах приезда к ним ревизора. В отношениях с подчиненными он груб", несдержан, деспотичен. «Что, самовар-ники, .аршинники...» - так любит обращаться городничий к чиновникам низшего ранга. С начальством он ведет себя совсем по-другому. С ним он почтителен, заискивающе предупредителен и предельно вежлив. У городничего своя философская позиция, которой подчинены жизненные принципы. Цель жизни — дослужиться до генерала. Этим и объясняется его отношение и к подчиненным, и к начальству. В этом он соответствует всему бюрократическому аппарату своей эпохи, где лицемерие, ложь, взяточничество стали нормой жизни.
Городничий берет взятки и не считает это чем-то постыдным или неправильным, наоборот, так повелось, что ж тут плохого. Бывают ошибки в жизни человека, так на то он и человек, чтобы ошибаться, - это, по мнению городничего, высшее предопределение: «...нетчеловека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов. Это уж так самим Богом устроено». Чтобы удержаться подольше в кресле и сделать карьеру, надо все просчеты подать начальству в удобном для него виде, а себе из этого выгоду поиметь. Так было и с церковью: сумму, отпущенную на строительство, — себе в карман, а начальству доложили, что «начала строиться, но сгорела». Для городничего нет ничего нечестного в том, чтобы за взятку освободить кого-то от рекрутчины или чтобы праздновать именины два раза в год. И в том и в другом случае цель одна - обогащение. Фамилию он носит тоже под стать его внутреннему миру — Сквозник-Дмухановский.
Нет ничего удивительного в том, что остальные чиновники в городе под стать городничему. Смотритель училищ Лука Лукич Хлопов — насмерть запуганный человек, который «шарахается» от одного имени вышестоящего начальника. «Заговори со мной одним чином кто-нибудь повыше, у меня просто и души нет, и язык как в грязь завязнул», — признается он. Этот человек живет по прин-
ципу «лишь бы тихо», всякое малейшее колебание раз и навсегда установленного порядка приводит его в невыразимый
Суд и все юридические процедуры в городе производит судья Аммос Федорович Ляшсин-Гяпкин. Фамилия вполне соответствует отношению судьи к своей службе. В суде он занимает место и положение, которые обеспечивают ему власть в городе. Что касается суда, то там настолько все запутано, пропитано доносами и клеветой, что не стоит заглядывать даже в судебные дела, все равно не разберешь, где правда, где неправда. Ляпкин-Тяпкин «избран судьей по воле дворянства», что позволяет ему не только свободно держаться даже с самим городничим, но и оспаривать его мнение.
Судья — самый умный из всех чиновников в городе. За свою жизнь он прочитал пять-шесть книг, поэтому сам себя считает «несколько вольнодумным». Любимым занятием судьи является охота, которой он уделяет все свободное время. Он не только оправдывает свое взяточничество, но и ставит себя в пример: «Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело». В целом на примере Ляпкина-Тяпкина Гоголь показал типичный образ судьи того времени.
Еще одним ярким представителем чиновничества в городе является Артемий Филиппович Земляника - попечитель богоугодных заведений. Гоголь дает ему такую характеристику: «Очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всем том проныра и плут». Земляника не заботится ни о процветании своего заведения, ни о больных, там находящихся. Свое наплевательское отношение к порученному ему делу он оправдывает словами: «Человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет». Его «талантом» являются доносы.
Почтмейстер Иван Кузьмич Шпекин занимается самым «безобидным» делом - он
вскрывает и читает чужие письма. Он, как и все остальные, не видит в своем занятии ничего предосудительного: «смерть люблю узнать, что есть нового на свете».
С известием о приезде ревизора нарушается тихое течение жизни- в провинциальном городке. Среди чиновников смятение. Каждый боится за себя и думает, как бы отвести удар. Смотритель училищ дрожит от страха, почтмейстер продолжает вскрывать письма, правда теперь уже «для общего блага», Земляника строчит доносы. Под ударом оказывается и репутация городничего. У него и взятки побольше, здесь не только «шубы и шали», но и «кули товаров от купцов», и власть значительнее.
На общем совете чиновники решили навести порядок в городе и дать взятку ревизору. Наведение порядка свелось к показухе: «снятию охотничьего арапника, висевшего в присутствии» и уборке улицы, по которой должен был въехать в город ревизор. Что до взятки, то мнимый ревизор Хлестаков принял ее с радостью. В сущности, Хлестаков такой же мелкий чиновник, только из Петербурга, его взгляды, жизненные принципы ничем не отличаются от взглядов его провинциальных коллег. Он «несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове», но умеет пускать пыль в глаза, ловок, увертлив и нахален — типичный представитель чиновничьей касты эпохи Николая I.
Все персонажи, которые Гоголь показал в своей комедии, являются обобщенными образами всей чиновничьей России 30-х годов XIX века, где взяточничество, казнокрадство, доносы считались нормой жизни. Белинский, характеризуя комедию Гоголя, сказал, что чиновничество — это «корпорация разных служебных воров и грабителей».