По сравнению с предшественниками Гоголь внес много нового в разработку самого жанра комедии и деталей драматического произведения. Обратим внимание на мастерство Гоголя в разработке ремарок. Ни один драматург не придавал им такого значения, как Гоголь. Они несут различную нагрузку:
* а) указывают на смену интонации (городничий «бормочет вполголоса», «испуская вздох», «кричит» и т. п.);
* б) технические ремарки, указывающие, что делают персонажи;
* в) развернутые ремарки, которые раскрывают состояние персонажа и его поведение в той или иной ситуации («От испуга выронил сигару, плюнул и, махнув рукою, про себя»; «Отворяются двери, и Мишка выбрасывает из них сор. Из других дверей выходит Осип с чемоданом на голове»; «Дверь открывается, и подслушивавший с другой стороны Бобчинский летит вместе с нею на сцену. Все издают восклицания. Бобчинский подымается»);
* г) особая роль у ремарки, описывающей «немую сцену»: здесь даны точные указания для каждой мизансцены.
Гоголь подчеркивает: «полторы минуты окаменевшая группа сохраняет такое положение». В. И. Немирович-Данченко отмечал: «Но, сколько мне известно, не было случая, чтоб она длилась более 52 секунд. И когда я спрашивал суфлера, который должен давать занавес, чем он руководствуется, то он ответил: «Я даю занавес, когда если бы еще секунда — и мое сердце разорвалось бы». На одном из последних спектаклей я слышал, как дама, сидевшая в партере и добродушно хохотавшая весь вечер над городничим, через 15 секунд этой немой сцены, с ужасом, боясь нарушить тишину, проговорила: «Господи! с ним сейчас сделается удар». В собственном переживании она непосредственно и наивно почувствовала биение сердца городничего. Великий драматург достиг того, что «толпа, ни в чем не сходная между собою»
Сатирическое разоблачение существующих порядков достигается Гоголем и за счет умело разработанных приемов. Среди них:
* в) алогизм — отсутствие в речи действующих лиц достаточной логики в изложении ими своих мыслей. Например, судья в связи с приездом ревизора заявляет: «Это значит вот что: Россия… хочет вести войну, и министерия-то… и подослала чиновника, чтобы узнать, нет ли где измены!»;
* б) соседство серьезного с мелким, незначительным: важно, оказывается, не то, как лечат больных, а что они ходят по-домашнему (в грязных колпаках) и курят крепкий табак; в) приписывание людям случайного качества: городничий говорит об учителях, что они имеют «очень странные поступки, натурально неразлучные с ученым званием» — один делает гримасы, другой стулья ломает;
* г) неожиданность ситуаций и мыслей, выводов действующих лиц;
* д) комический прием вранья, расхождение слов с делом. Примером может служить вранье Хлестакова или городничего, расписывающего свое старание: «Даже когда ложишься спать, все думаешь: господи боже ты мой, как бы так устроить, чтобы начальство увидело мою ревность и было довольно»;
* е) диалог в двух разных смысловых планах, например, разговор городничего с Хлестаковым (действие второе, явление VIII); ж) реплики в сторону.
Подобные приемы помогают Гоголю глубже осмеять пороки общества. В смехе слышится не одно только развлечение, веселость, но и «мщение за униженное человеческое достоинство» (Белинский). Этот смех обрел в «Ревизоре» трагический смысл. Новаторство , Гоголя также и в том, что он повернул драматургию к социальной теме, к изображению самых существенных сторон русской действительности.