Как таковое, чиновничество появилось в России при Петре I. Именно он ввел знаменитую «Табель о рангах», где все государственные должности делились на четырнадцать классов – от коллежского регистратора до действительного тайного советника. Будучи прогрессивной в эпоху царствования Петра I, «Табель о рангах» до XIX века, безусловно, устарела. Однако так называемое образованное общество продолжало делить себя на четырнадцать классов. В комедии «Ревизор» Николай Васильевич Гоголь рисует широкую картину разложения российского чиновничества. Глава города – городничий. Это «уже престарелый на службе и очень неглупый по-своему человек. Хотя и взяточник, однако, ведет себя очень солидно. Впрочем, его подчиненные тоже берут взятки, хотя и ведут себя не очень-то солидно. Гоголь наградил каждого персонажа комедии звучной фамилией. Легко, например, представить, как будет судить чиновник по фамилии Ляпкин-Тяпкин, или как будет выполнять свои обязанности полицейский по фамилии Уховертов. Но посмотрим внимательнее на чиновников, изображенных Гоголем.
Попечитель богоугодных заведений Земляника, например, так говорит об особенностях медицинского обслуживания во вверенной ему больнице: «Человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет». Уездный врач Гибнер – немец. Он не знает по-русски ни слова, и поэтому больные чаще умирают, чем выздоравливают. Почтмейстер Шпекин – необыкновенно неглупый человек. Свою нетрудную службу он считает «приятным времяпрепровождением». Чтобы служба была еще приятнее, почтмейстер распечатывает и с удовольст
На мой взгляд, перечисленные пороки и недостатки уездного чиновничества и чиновничества вообще неискоренимы или практически неискоренимы. Недаром сатирический заряд комедии угодил в самое больное место общества: заволновались все, даже те, кто никогда не интересовался театром и не слышал о Николае Гоголе. Автору пришлось оправдываться и перед публикой, и перед властью. Волнение было вызвано не тем, что где-то в каком-то уездном городке творятся «мерзости жизни». Шок у зрителей вызвала и потрясающая правда, благодаря которой комедия «Ревизор» остается единственным в своем роде произведением. И в наше время обязательно найдется комедиограф, способный написать о уездном и не только уездном чиновничестве современного «Ревизора».