В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях,, где больше всего требуется от человека справедливости, за одним разом и посмеяться над всем.
Н. В. Гоголь, "Авторская исповедь"
Гоголь... показал нам русское чиновничество во всем безобразии его.
А. И. Герцен, «Былое и думы»
Первое представление «Ревизора» состоялось 19 апреля 1836 г. на сцене Александринского театра. Пьеса имела огромный успех. Но сам Гоголь был подавлен тем, что она вызвала одновременно и негодование публики. В письме к М. С. Щепкину, исполнителю роли городничего, 29 апреля 1836 г. он пишет: «Делайте, что хотите, с моею пьесой... Действие, произведенное ею, было большое и шумное. Все против меня. Чиновники пожилые и почтенные кричат, что для меня нет ничего святого, когда я дерзнул так говорить о служащих людях. Полицейские против меня, купцы против меня, литераторы против меня. Бранят и ходят на пьесу; на четвертое представление нельзя достать билетов... Теперь я вижу, что значит быть комическим писателем. Малейший призрак истины — и против тебя восстают, и не один человек, а целые сословия».
Каков же он, тот «призрак истины», представший со сцены и вызвавший столь бурную реакцию?
Гоголь неслучайно так долго работал над пьесой. Работа над «Ревизором» была начата в 1834 г., первое печатное издание вышло в 1836 г. Окончательно же пьеса была закончена лишь в 1842 г. Оттачивая каждое слово, каждое движение своих героев, он стремился показать, как убог и жесток мир русского чиновника, как невежество и глупость могут не только смешить, но и калечить судьбы...
Перед нами маленький провинциальный город, живущий той же жизнью, что и вся страна. Какие люди населяют его? Чтобы показать их, Гоголь отходит от привычной драматургии — движущей силой его комедии становится не банальная любовная интрига, а страх разоблачения. Писатель не рисует положительных персонажей, не исправляет характеры отрицательных — он разворачивает перед нами полотно жизни, предлагая просто смотреть...
Вот они перед нами, уже в первой сцене, — городничий, попечитель богоугодных заведений, смотритель училищ, судья — те, кто управляет городом. Чуть позже мы увидим и почтмейстера, и городских помещиков, и самозваного ревизора.
Довольно точные их портреты Гоголь дает в «Замечаниях для господ актеров». Постаревший на службе и по-своему неглупый, солидный городничий; судья, «охотник большой на догадки»; попечитель богоугодных заведений, толстый, неповоротливый, но «при всем том проныра и плут», «простодушный до наивности» почтмейстер. В этих характеристиках почти не чувствуется никакой отрицательной оценки, они лишь немного насмешливы. Но вот герои заговорили со сцены, и мы слышим, что не столь уж они безобидны...
Не упускающий того, что плывет в руки, уверенный, что «чем больше ломки, тем больше означает деятельности градоправителя», взяточник и вор — «не позабыть сказать, что начала строиться, но сгорела церковь, на которую была ассигнована сумма — таким предстает перед нами глава чиновников уездного
О^ признается, что «мошенников над мошенниками обманывал, поддел на уду пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать». О своем взяточничестве он говорит, что это уж самим Богом устроено. Солидный, вежливый с подчиненными, но не упускающий случая пригрозить: «Смотри! Не по чину берешь!», городничий робеет перед Хлестаковым, принимая его за «инкогнито проклятое». И тут же предлагает самый надежный ход— взятку. И Хлестаков не отказывается. Они оба довольны друг другом. Мечта городничего — стать генералом, «чваниться и павлиниться перед низшими и видеть перед собою их унижение» (В. Г. Белинский. «Александринский театр. Щепкин на Петербургской сцене».) Оказывается, не так уж смешон и мил этот отец семейства... Из жалоб купцов Хлестакову мы узнаем, что обдирает их городничий, как липку: «и уж, кажись, всего нанесешь, ни в чем не нуждается; нет, ему ещё подавай».
Судья Ляпкин-Тяпкин, попечитель богоугодных заведений Земляника, смотритель училищ Хлопов, почтмейстер — ближайшие помощники городничего по управлению городом. Все они такие же взяточники, считающие, что деньги решают все. Не зря каждый из них пытается подкупить Хлестакова, «вворачивая» большую сумму или просто роняя ассигнации ему под ноги.
Судья Ляпкин-Тяпкин является значительным лицом в городе. Его считают образованным человеком, прекрасным оратором, ученым, вольнодумцем — его, прочитавшего пять или шесть книг! В судебных же делах Ляпкин-Тяпкин совсем не сведущ. Здесь у него полный беспорядок, делами судья не занимается, но зато увлекается охотой и берет взятки борзыми щенками, не видя в этом ничего плохого. Для него, как и для других чиновников, деньги — самая главная сила. «Ну, город наш!», — говорит он, выходя от Хлестакова. Попечитель богоугодных заведений Земляника, человек «толстый», а плут тонкий, соглашается с замечанием Хлестакова, что вчера он «был немножко ниже ростом». Он не только казнокрад, взяточник и бездельник, но и ябеда: наговаривает Хлестакову на своих товарищей. В богоугодном заведении, которым ведает Земляника, больные походят на кузнецов, а «лекарств дорогих мы не употребляем. Человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет».
Смотритель училищ Хлопов отличается крайней робостью и забитостью, которые не мешают ему бездельничать и запускать дела в подведомственных ему училищах, злоупотреблять служебным положением. Это человек, живущий в вечном страхе от всяких ревизий, постоянно жалующийся на тяготы своей службы по учебной части. Дав «взаймы» Хлестакову, «летит вон почти бегом»: «Ну, слава Богу! Авось не заглянет в классы!»
Почтмейстер Шпекин, увлекающийся чтением чужих писем, и даже нарочно оставляющий некоторые, где «есть прекрасные места», у себя, не задумывается, что кто-то может эти письма ждать, он любит узнать, что нового есть на свете, а при этом дела его ведомства страшно запущены.
Вот таково оно, чиновничество: наивное до глупости, беспринципное, бестолковое, видящее во всем свою выгоду, жестокое к тем, кто не богат и обойден чинами, без прикрас показанное Гоголем в бессмертной комедии «Ревизор».