Велика была власть губернаторов в губерниях, городничих - в уездных городах Чиновники, пользуясь своей властью, творили беззакония, всюду процветало взяточничество и казнокрадство; взятки брали все, начиная с губернатора или городничего и кончая квартальными. Местный суд сам участвовал в этих злоупотреблениях, а дела в судах были запущены настолько, что разобраться в них было очень трудно. Изредка посылались из столицы в провинцию чиновники в качестве ревизоров с целью навести на местах порядок. Но подобного рода ревизии были крайне редко, а потому они всегда представляли неожиданность для уездных чиновников. Ревизоры в суть общественных дел обычно не вдавались, поэтому важно было в городе навести лишь внешний порядок. Кроме того, приезжавшие столичные ревизоры были взяточниками, поэтому между ними легко устанавливался общий язык.
Недаром один из самых передовых людей того времени, В. Г. Белинский, охарактеризовал Россию в «Письме к Гоголю» как страну, где «есть только огромные корпорации разных служебных воров и грабителей».
Белинский отметил в том же «Письме» и другую особенность николаевского режима, именно, что в стране «нет даже и полицейского порядка». Гоголь, будучи человеком, очень наблюдательным, еще в молодые годы в Нежине имел возможность познакомиться с бытом и нравами провинциальных существователей, жизнь же в Петербурге расширила его представления о чиновничьем мире, о мире городских помещиков, о купцах, мещанах. И он во всеоружии приступил к созданию комедии.
Вообще Гоголь был, по свидетельству современников, великолепным чтецом, и друзья любили слушать чтение им своих произве
Непосредственно к драматургической деятельности Гоголь обратился в 1832 г. В 1836 г. была закончена первая редакция комедии «Ревизор». В том же году комедия была впервые поставлена на столичных сценах. «На репетициях Гоголю пришлось приложить немало сил для того, чтобы преодолеть приверженность актеров к установившимся косным театральным традициям. Актеры не могли решиться сбросить пудреные парики с голов, французские кафтаны с плеч и облечься в русское платье, в настоящую сибирку купца Абдулина или в затасканный и засаленный сюртук Осипа.
Гоголь вынужден был распоряжаться. Он приказал вынести из комнаты городничего роскошную мебель и заменить ее простой, прибавить клетки с канарейками и бутыль на окне. На Осипа, который был наряжен в ливрею с галунами, сам надел замасленный кафтан, который он снял с ламповщика, работавшего на сцене». Гоголь продолжал и позднее свою работу над комедией «Ревизор», вплоть до 1842 г., когда им была создана окончательная, шестая, редакция.
Особенно его беспокоила мысль о том, насколько публика правильно понимала его комедию, и с целью разъяснения и углубления ее смысла Гоголь пишет в 1842 г. «Театральный разъезд после представления новой комедии» (где приводятся невежественные толки разношерстной публики), в 1846 г. - «Развязку Ревизора»,т 1847 г.- «Дополнение к «Развязке Ревизора».