Споры вокруг наследия Гоголя, не прекращающиеся до сих пор, пестрота оценок, свойственная концепциям творчества писателя (от натурализма до сюрреализма и экзистенциализма),— красноречивое свидетельство актуальности художественного и философского наследия писателя. Острые дискуссии вызывает также вопрос об особенностях гоголевского реализма.
Творчество Гоголя — важнейший этап развития русской литературы, связанный со становлением и утверждением принципов реалистической эстетики. Гоголь стоит у истоков натуральной школы, обозначившей окончательный поворот к реализму в русской литературе. Это общеизвестные истины, однако задача учителя состоит в том, чтобы не только проанализировать отдельные произведения писателя, показать его творческую эволюцию, но и выйти за пределы художественной индивидуальности изучаемого автора и дать хотя бы начальные представления о литературном процессе, характере его развития, смене эстетических вех. Только историко-литературный принцип способен обеспечить полноту литературного образования. Пренебрежение этим принципом может привести к «островному» постижению литературных явлений вне их связи и взаимообусловленности. Именно этим обусловлена необходимость в постоянном внимании учителя к теме «Пушкин и Гоголь», на которой мы и остановимся подробнее.
В современном литературоведении существуют понятия о пушкинском и — отличном от него — гоголевском периодах развития литературы. Характерные особенности обоих периодов проявились уже на рубеже 30—40-х годов, когда со всей определенностью очертился новый художественный этап, названный впоследствии гоголевским. Немалая роль в анализе этого явления принадлежит В. Г. Белинскому, хотя он в статьях 30-х годов склонен был недооценивать последний период творчества Пушкина. Достаточно сослаться на обзорную статью «О русской повести и повестях г. Гоголя», в которой критик обошел вниманием пушкинские «Повести Белкина» и «Пиковую даму». В центре
В Никарагуа поставил эту комедию Гоголя театр имени Рубена Дарио. Это единственный театр в стране. «Два года назад,—рассказывает режиссер и директор труппы Лусеро Милан,— мы прочитали «Ревизора» Гоголя. Пьеса нам очень понравилась удивительно ярко выписанными характерами персонажей, диалогами, идеей, а главное — ее остро современным звучанием. Стоит поменять фамилии, костюмы, время и место действия — и можно представить, что, все произошло в Никарагуа». : Час и сорок минут шел спектакль. Простые никарагуанцы с интересом следили за событиями, чисто по-латиноамерикански реагировали на реплики. А когда герои комедии застыли в немой сцене, раздался гром аплодисментов. «Мы поняли, что к классике можно и нужно обращаться,— говорил Л. Милан,— что она имеет огромное воспитательное значение для нашего народа, близка и понятна ему».
Совершенно определенно высказался по этому поводу советский литературовед Г. А. Гуковский: «Когда говорили о пушкинском периоде, имели в виду главным образом 1820-е годы, тем более, что пушкинское творчество 30-х годов было недостаточно представлено в печати, попросту недостаточно известно как читателям, так и критикам. Да, в сущности, так оно и было: поскольку в 20-е годы именно Пушкин осуществлял движение русской литературы вперед, это и был по преимуществу пушкинский период. И хотя Пушкин органически вошел и в новый период, отметивший 30-е годы, период более демократический, «социальный» и разрушительный, все же этот период оказался связанным с образами новых богов, открыто, почти дерзко его выражавших, с образами Гоголя и Лермонтова — прежде всего, конечно, Гоголя» .