Комедия Николая Васильевича Гоголя «Ревизор» - действительно смешная комедия. Отличие ее сюжета от сюжетов многих комедий, водевилей, комических опер в том, что он и по сей день остается для нас смешным, занимательным, понятным. Почему это происходит? Сюжет, подсказанный А. С. Пушкиным, вдохновил писателя на создание комедии из пяти частей. Ее герои - жители уездного города, городничий, чиновники всех мастей, уездные дамы и главный герой - заезжий петербургский франтик Хлестаков.
Завязка комедии - известие о приезде некоего ревизора, который должен посетить город и за которого по ошибке принимают Хлестакова - молодого человека без царя в голове и едва понимающего, что значит для жителей города его приезд. В дальнейшем эта комическая подмена толкает героев на поступки, раскрывающие их сущность. В городке, где властям дела нет до нужд простых людей, тут же закипает работа: в богоугодном заведении приодеть больных, чтобы не походили на кузнецов, и запретить курить им табак, судья велит «выселить» гусей, которых завели сторожа в передней здания суда, смотритель училищ обязан приструнить слишком буйных педагогов, и так далее. Если бы все эти реалии были изображены в простом повествовании, их можно было бы «не заметить». Городничий и судья берут взятки, судят неправо; в больницах грязь, на улицах запустение - картина, знакомая по сей день жителям небольших городов. Но перед приездом ревизора власти пытаются поправить положение, и мы видим, насколько никчемные это люди, запустившие свои обязанности, возомнившие себя маленькими уездными богами. Если бы они раболепствовали перед большим начальником, всякий мог бы их по-человечески понять. Но они стараются услужить невсамделешнему, балаганному королю, и потому мы видим, насколько глупо выглядит человек, забывающий о своей чести.
Это обличительная комедия, заставляющая задуматься практически каждого. Когда Гоголь на премьере увидел, как люди в зале смеются над его шутками, он не обрадовался, как польщенный признанием автор, а
Почему же эта комедия по сей день так современна? В советское время были распространены фельетоны, клеймящие бракоделов, грубых продавцов, а также стиляг, космополитов и пр. Соль этих юморесок уже ушла, для нас они практически не смешны. А «Ревизор» был написан гораздо раньше, и тем не менее, читая его, трудно сдержать улыбку. Скорее всего потому, что явления, высмеянные в комедии, до сих пор есть в нашей жизни и никуда не исчезли. Это даже не взяточничество, не хвастовство столичного «елистратишки» - это отсутствие чувства собственного достоинства. Именно это позволяет взрослым, состоявшимся людям раболепствовать перед мнимым кумиром. Только в ситуации, когда кумир оказывается ложным, то есть не обладающим приписываемой ему властью, комизм такого поведения становится очевиден для всех.
«Ревизор», оставаясь в сущности доброй, смешной комедией, поднимается на огромную философскую высоту. Каждый человек, узнавший в чиновнике или обывателе неизвестного города под Саратовом себя, должен сам ужаснуться своей низости - а ведь таких людей у нас до сих пор множество. Комедия еще со времен классицистов должна была служить «исправлению нравов» - и вот мы видим, что ничего не изменилось. Это предчувствовал Гоголь, уходя с премьеры своей пьесы раздосадованным.
В последнем явлении на сцене появляются жандарм, говорящий, что чиновник приехал и требует всех к себе. Комедия «Ревизор» завершается немой сценой. Все герои замирают в разнообразных позах и не могут вымолвить ни слова.
Смысл этой последней сцены остается неясен и может быть трактован по-разному. Возможно, молчание - знак рока, который неминуемо обрушится на легкомысленных людей, забывающих о своем высоком человеческом долге. Рано или поздно явится настоящий ревизор, который спросит, что же мы делали все это время, пока были на сцене. И окажется, что мы пытались дать взятку неправильному, балаганному богу.