Сочинения по литературеГоголь Н.В.Тарас Бульба"Поэма великих страстей" (В Г Белинский) по повеси Н В Гоголя "Тарас Бульба"

"Поэма великих страстей" (В Г Белинский) по повеси Н В Гоголя "Тарас Бульба"

В Санкт-Петербургском университете при кафедре истории средних веков читал курс адъюнкт-профес­сор Н. В. Гоголь. Преподаватель работал над «Историей Малороссии». Вскоре его увлечение преподава­тельской деятельностью прошло, а собранные мате­риалы легли в основу повести «Тарас Бульба».

Из вышедшего в 1835 году сборника «Миргород» повесть «Тарас Бульба» автор особенно выделял. Он даже писал В. А. Жуковскому: «найдите случай и средство указать... Государю на мои повести: "Старо­светские помещики" и "Тарас Бульба"».

Во втором томе своих сочинений Н. В. Гоголь по­местил переработанную редакцию «Тараса Бульбы».

В основу данной повести положена националь­но-освободительная борьба украинского народа. Зо-лотоордынские, крымские татары, панская Польша пытались захватить власть над Украиной. Запорож­ская Сечь приняла всех сильных и смелых духом, всех тех, кто не желал мириться с панской неволей. Запорожское казачество представляет собой мужест­венный характер народа, закалившийся в суровых ус­ловиях освободительной борьбы.

О казачестве Н. В. Гоголь писал не случайно. Его семья принадлежала к старинному казацкому роду. На основе изученного им исторического материала созданы образы и сюжет повести, являющиеся пло­дом вымысла художника. Для писателя главное — воссоздать обобщенную картину исторической жизни народа.

Сам Тарас Бульба не конкретное историческое лицо, в нем выражены черты многих героев Запорож­ской Сечи, видевших свой долг в служении отечеству и православной вере. Православная вера-основа само­го существования Сечи. Духовное родство превосхо­дит у казаков не только любовь к женщине, но и побе­ждает саму смерть, утешая в предсмертные минуты.

В «Тарасе Бульбе» мы не увидим подлинных исто­рических фактов, реальных исторических лиц. Так что же хотел показать Н. В. Гоголь в своей повести? Автор воссоздает идеал жизни, живущий в народном сознании, и идеальные человеческие характеры. За­порожская Сечь предстает пред нами справедливым общественным устройством. Именно эта среда форми­ровала характеры главных героев повести. «Так вот она, Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают все те гор­дые и крепкие, как львы! Вот откуда разливается воля и казачество на всю Украину!» Автор любит Сечь, лю­буется ею, той, которая стала для Тараса воплощени­ем родины и свободы, а для автора мечтой о свобод­ной, вольной жизни, основанной на равноправии и братстве.

Образ Запорожской Сечи слит с образом степи. Словно родина-мать принимает она казаков в свои объятия, насыщает их жи

зненной силой и энергией, утешает в трудную минуту. Автор восхищается этим безграничным пространством: «Черт вас возьми, сте­пи, как вы хороши!» Степь и казаки — нечто близкое друг-другу, это подчеркивается характером сравне­ния: «сердца их встрепенулись, как птицы».

В то же время автор не идеализирует Сечь, показы­вает ее разгульность, необузданность: «Сечь не любила затруднять себя военными упражнениями и терять время... Вся Сечь представляла необыкновенное явле­ние: это было какое-то беспрерывное пиршество, бал, начавшийся шумно и потерявший конец свой». Но по первому призыву Родины казаки бросали все: «Пахарь ломал свой плуг, бровари и пивовары кидали свои кади и разбивали бочки...И все, что ни было, садилось на коня. Словом, русский характер получил здесь могу­чий, широкий размах, дюжую наружность».

По зову сердца казаки шли служить Родине. Не случайно сыновья Тараса сразу соглашаются поехать в Сечь.

Суровое наказание ждало тех, кто нарушал законы Сечи: автор описывает жестокие наказания за кражу, долги и убийства.

Главные герои повести — сыновья своего времени. Дикость и необузданность Тараса —результат дико­сти того времени («тяжелый век», «полудикий век»). Автор показывает жестокость казаков во время боя, муки, которым подвергаются захваченные враги, сре­ди которых женщины и дети. Жена Тараса не имеет в семье права голоса, она прежде всего мать будущих защитников веры. Второстепенное подчиняется глав­ному: кровная любовь — узам «небесного братства».

Но одновременно образы Тараса Бульбы, Остапа и других запорожцев велики, так как они — защитни­ки свободы и независимости своего народа. Но пороки времени не обошли стороной и их. «Вся Сечь пред­ставляла необыкновенное явление: это было какое-то беспрерывное пиршество, бал, начавшийся шумно и потерявший конец свой». Веселость и разгульность казаков от широты души, от ощущения вольности и товарищества. «Первый долг и первая честь казака есть соблюсти товарищество...»- говорил старый Кась­ян Бовдюг. Перед гибелью казаки, обращаясь к това­рищам, радуются, что умирают на их глазах. Безза­ветную любовь к Родине воспел в своей повести Н. В. Гоголь, и в самые трагические минуты жизни за-поржцы признаются в любви и преданности. Так вос­питала их запорожская Сечь: думать о Родине и това­рищах.. Это объединение делает героев «Тараса Буль­бы» сильными. Так и в наши дни, если человек живет сам по себе, своими личными делами и интересами, оторванным от других, он слаб. А герои Гоголя силь­ны, ведь каждый из них чувствует плечо другого, они объединены общей идеей.

Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название сочинения: "Поэма великих страстей" (В Г Белинский) по повеси Н В Гоголя "Тарас Бульба"

Слов:689
Символов:5254
Размер:10.26 Кб.