Гоголевский текст содержит в себе поистине неисчерпаемые возможности, и, прочитанная каждый раз заново, повесть еще долго будет открывать все новые и новые пласты, давая учителю возможность работать творчески, будить у читателей живой интерес к произведению, развивать их в умственном, нравственном и эстетическом отношении. В центре внимания неизбежно окажутся прежде всего Тарас, Остап и Андрий - главные герои повести. В основе анализа должно лежать стремление до конца попять мотивы поведения героев, их характеры, внутренний мир. Андрия все должны увидеть со всем дурным и хорошим, что показал нам в нем автор. Мало осудить Андрия - надо раскрыть истоки его поступков. При рассмотрении характера Остапа следует избежать опасности обеднить его, раскрыть слишком прямолинейно.
Для того чтобы суждения об Остапе и Андрий были глубокими и непредвзятыми, в основу анализа должна быть положена не логическая сравнительная характеристика обоих братьев, последовательная, сопровождаемая пристальным вчитыванием в текст сопоставление жизненного пути и пути формирования характеров героев, вызывающее глубокие нравственные раздумья.
Какова последовательность анализа? При изучении первых глав наблюдение за формированием натур Остапа и Андрия ведется параллельно - так, как это дано у Гоголя. Далее в анализе (как и у Гоголя) судьбы каждого из героев обособляются. Рассматривая жизненные пути обоих братьев, все решают вопрос о том, почему Андрий стал предателем и как Остап пришел к подвигу. Изучение образа Остапа естественно подводит читателей к широкому рассмотрению темы подвига, темы героического служения Родине (тут пойдет речь и о гибели Тараса, и о подвигах казаков в битве под Дубно). Урок, посвященный героизму Тараса, носит итоговый, завершающий характер, обобщая наблюдения, сделанные в процессе всей работы над текстом.
Повесть сравнительно велика по объему, поэтому необходимо позаботиться о разнообразии приемов анализа, поддерживающих интерес к произведению, развивающих их творческую активность. Это викторина, проверяющая знание текста, инсценирование, «кинопрочтение», разного рода пересказы, сопоставления, постановка вопросов к тексту, использование иллюстраций и т.д.
Невольные своим положением, крестьяне убегали на юг, в степи. На островах Днепра они построили небольшое укрепление и назвали его Запорожской Сечью, а себя - запорожскими казаками (вольными людьми). Казаки объединились в курени (войсковые части) и выбирали себе куренного атамана. Все дела Сечи решались собранием (радой). В Запорожскую Сечь часто убегали и русские крепостные. Здесь росла и крепла дружба двух братских народов, закалялись отважные воины, проявлялось подлинное товарищество, основанное на равенстве, а также на уважении к старейшим и умнейшим.
В мирное время казаки уходили в «луга и пашни», на днепровские перевозы, занимались кузнечным,, слесарным, торговым делом, ловили рыбу, сапожничали… Но стоило зазвучать боевому кличу - казаки садились на коней и с оружием в руках были готовы отразить нападение врага. Все это нашло свое отражение в исторических сочинениях, летописях, народных песнях, преданиях, с которыми Гоголь знакомился с большим интересом. Овеянная славой, вставала перед ними живая, яркая история народа, а воображение рисовало битвы, вольные и дикие степи, могучие характеры, крепкие натуры.
Именно в таких условиях, пишет Гоголь, русский характер и получил «могучий широкий размах, дюжую наружность», представляя собой «необыкновенное явление русс
В центре картины - умный и проницательный атаман Иван Серко, легендарный герой, о котором сохранилось много народных преданий. Он смеется сдержанно, внимательно вглядываясь в лица товарищей, радуясь их твердому духу и безграничному веселью. В выражении его лица, в свободной и динамичной позе ощущается достоинство, уверенность в себе, сила и человечность. Весь его облик исполнен обаяния. Возле него - писарь, который явно испытывает чувство удовольствия, вставляя в письмо очередное словцо. На его умном, ироничном лице тонкая язвительная усмешка.
Обращает на себя внимание могучий казак в красном жупане и белой папахе, раскатистым хохотом отвечающий па шутку товарища.
Топким, почти беззвучным смехом смеется худенький старичок с седым оселедцем1. А рядом с ним звонко хохочет молодой красавец, лихо запустивший за ухо свой роскошный ус и одетый в цветистые зеленые одежды - трофеи какого-нибудь восточного похода.
Широта цветной палитры как бы оттеняет разнообразие, разноликость характеров казаков, свободно и естественно группирующихся в картине. При всем психологическом разнообразии индивидуальностей казаки у Репина охвачены единым настроением, единым общим порывом мощного безудержного веселья, исполненного несокрушимой веры в свои силы. Богатырский хохот волнами перекатывается по казачьему кругу, как бы озвучивая картину.
Овальное построение вытянутой в длину композиции со стоящими по краям фигурами и вертикалями пик подчеркивает монументальную цельность картины. Жесты, разнообразие одежды и снаряжения казаков помогают яснее ощутить могучую силу запорожцев. Ощущение силы возникает еще и потому, что центральная группа дана не изолированно, а на фоне остального запорожского войска, закрывающего собой весь горизонт.
С необычайной живописной щедростью создает Репин «хоровую» (по образному выражению В. В. Стасова) картину, исполненную глубокого оптимизма и веры в свободолюбие и несокрушимые силы народа. Запорожцы Репина сродни эпически величавым, романтически ярким героям повести Гоголя. Репину так же, как и Гоголю, Запорожская Сечь рисовалась вольной казачьей республикой, порождавшей людей даровитых и мощных духом.