Зевс — верховный бог древнегреческого пантеона. Все события, описанные в «Илиаде», определяются «волей Зевса». Из всех олимпийских богов только 3. открыто будущее: ему известно все, что произойдет в ходе затянувшейся на много лет осады Трои. Таким образом, 3. в поэме символизирует абсолютную предопределенность событий человеческой истории и выступает воплощением высшего знания, недоступного прочим олимпийским богам и смертным. В стане богов происходит своего рода раскол: все небожители так или иначе обнаруживают личные симпатии к греческим либо к троянским героям. Афина покровительствует Ахиллу, Аполлон — Гектору, Афродита — Парису. Конфликт между небожителями приводит даже к «битве богов», описанной в 20-й и 21-й песнях поэмы. Один лишь 3. остается беспристрастным наблюдателем осады Трои. Он ревностно следит за тем, чтобы в воздаянии героям была строго соблюдена справедливость. У 3. нет симпатий и антипатий: оказывая временную поддержку то одним, то другим, а также неукоснительно исполняя о
бещания, данные им другим богам, 3. олицетворяет в поэме идею равновесия, которое сохраняет устои миропорядка. Символом божественной справедливости Гомер делает весы, на которых 3. взвешивает жребии Ахилла и Гектора. Несмотря на то, что смертные находятся в полной зависимости от воли богов, которые способны погубить их или, напротив, отвратить от них гибель, Гомер далек от того, чтобы показать людей беспомощными игрушками в руках всесильных богов. Между миром небожителей и миром смертных немало общего. По сути, они отличаются лишь тем, что у богов гораздо больше возможностей и знаний, недоступных людям, но и богам, как и людям, свойственны всевозможные пороки и заблуждения. По мысли Гомера, основная характерная черта мира людей — невежество, которое является главной причиной безрассудных и постыдных поступков. 3. отзывается о людях с иронией: люди убеждены, говорит он, что все беды происходят от злой воли богов, тогда как зачастую сами смертные «гибель судьбе вопреки на себя навлекают безумством».