Роман "Обломов" Гончаров начал писать в 1846 году. В это время Россия была феодально-крепостнической страной. Угнетение крепостных достигло своих пределов. Экономический и политический прогресс развивающихся капиталистических Англии и Франции вынуждал Россию менять свой строй. Прогрессивные люди России стремились к переменам, но многие боялись, что технический прогресс изменит нравственные принципы, уничтожит духовность человека. Каждая эпоха рождает свой тип людей. Обломов и окружающие его люди - герои начала и середины XIX века. Гончаров, изображая в романе жизнь, взаимоотношения, мысли и чувства Обломова и Агафьи, Штольца и Ольги, показывает нам прошлое, настоящее и будущее России.
Илья Ильич Обломов происходит из богатого дворянского рода. Растили его в неге и заботе. В семье был культ еды и ничего неделанья. Они, как и все помещики, жили за счет труда своих крепостных, то есть были иждивенцами. Кто же мог вырасти в таких условиях? Ленивый, самодовольный самодур. Но Обломов не такой. Он вырос честным, умным, добрым. Получил хорошее образование. В начале службы он полон прогрессивных идей и мечтаний. Но в силу мягкости и кротости характера дальше мечтаний у него дело не идет. А получше узнав петербургских приятелей - Волкова, Пенкина и Судьбинского, у которых духовные ценности заменяют карьера, светская суета, Обломов, в характере которого есть безволие и лень, и вовсе решает бросить петербургскую жизнь. Лучше лежать на диване, ничего не делать, но не жить в ущерб своему нравственному достоинству. Конечно, можно добиться чинов и оставаться нравственным человеком, но это требует борьбы с самим собой и окружающими. А Обломов ценит покой и не может бороться. Лежит на диване, ест, спит, погружается в апатию. Слуга Обломова Захар, росший в той же среде, что и Обломов, также пассивен и ленив. Жизнь Обломова и Захара - это крепостническая жизнь России, которая должна отойти в прошлое.
Другой герой романа - друг детства Обломова Андрей Штольц. Штольц с детства привык трудиться, он энергичен, предприимчив и деятелен, но больно уж расчетлив. Даже чувства, настроение и любовь жены раскладывает по полочкам. Как противоположность Обломову, Штольц должен быть прототипом будущего человека России. Но он мало симпатичен.
Штольц пытается разбудить Обломова, вернуть к жизни через любовь к Ольге Ильинской. Обломов полюбил Ольгу с "голубиной нежностью". Ольга, как и Штольц, энергичная, деятельная. Она пытается переделать Обломова, заставляет его ездить в свет, в приказ. Но не такая нужна любовь Обломову, холодная и обременительная. Другое дело - Агафья Матвеевна Пшеницына. Добрая, сердечная, мягкая женщина, которая любит Обломова таким, какой он есть. Теплая любовь Агафьи, покой и уют засасывают Обломова, как болото. Он становится жертвой тихого мещанского бытия и постепенно угасает. Обломов осознает это, но не знает, не может и не хочет измениться.
Образ Обломова вызывает противоречивые чувства не только у читателей, но и критики высказывают противоположные мнения. Н.А.Добролюбов писал: "сказалось новое слово нашего общественного развития…Слово это - "обломовщина"; оно служит ключом к разгадке многих явлений русско
Чрезвычайно ценное качество реалистического письма Гончарова заключается и в умении, по определению Добролюбова, "охватить полный образ предмета, отчеканить, изваять его". "В этом заключается сильнейшая сторона таланта Гончарова. И ею он особенно отличается среди современных писателей... У него есть изумительная способность — во всякий данный момент остановить летучее явление жизни, во всей его полноте и свежести, и держать его
Огромное мастерство писателя-реалиста проявилось в построении романа "Обломов". Сюжет произведения поражает своей простотой, отсутствием какой-либо хитрой интриги, нарочитой занимательности. Небогатая событиями история жизни Обломова, положенная в основу сюжета романа, захватывает, однако, своим внутренним драматизмом, покоряет тонким анализом взаимосвязей личной судьбы героя с окружающей действительностью, подводит нас к непреложным и убедительным заключениям.
Отмечая объективность повествования в произведениях Гончарова, было бы неверно делать вывод о равнодушии писателя к изображаемому, к его оценке. Весь ход повествования, черты и краски, которыми создается образ, обстановка действия, отбор деталей, речь персонажей и го лос повествователя — все это определяется писателем, и определяется таким образом, что читатель.не заблуждается в своих основных оценках, в своих симпатиях и антипатиях...
Роман "Обломов" вызвал широкий поток откликов — критических статей, рецензий, отзывов известных литераторов и простых читателей. Но среди всех отзывов Гончаров особенно выделял статью Добролюбова, хотя революционным убеждениям критика писатель был чужд. Гончаров поражался в статье Добролюбова глубине проникновения в замысел произведения, меткости характеристик, неотразимой логике и убедительности критического анализа. "Взгляните, пожалуйста, — писал он П. В. Анненкову, — статью Добролюбова об Обломове; мне кажется, об обломовщине — т. е. о том, что она такое — уже сказать после этого ничего нельзя..."
Черты обломовщины оказались живучими и надолго пережили время Гончарова и Добролюбова. Произведение, повествующее о том, как от апатии, лени и безволия гибнет человек, не навевает, однако, чувства уныния и пессимизма. Добролюбов о впечатлении, возникающем при чтении "Обломова", писал: "После прочтения всего романа вы чувствуете, что в сфере вашей мысли прибавилось что-то новое, что к вам в душу глубоко запали новые образы, новые типы. Они вас долго преследуют, вам хочется думать над ними, хочется выяснить их значение и отношение к вашей собственной жизни, характеру, наклонностям. Куда денется ваша вялость и утомление; бодрость мысли и свежесть чувства пробуждаются в вас".
Этой бодростью возбуждаемых мыслей, свежестью пробуждаемых чувств дорог роман Гончарова и нам, хотя общественный строй и быт, рождавшие Обломовых и обломовщину, давно и бесповоротно отошли в прошлое.