Не очень люблю фильмы по произведениям классиков, но этот почему-то остался в памяти. «Несколько дней из жизни Ильи Ильича Обломова»… Самое яркое впечатление произвел следующий эпизод: солнечное летнее утро, цветущее поле и маленький мальчик со светлыми волосами в длинной белой ночной рубашке. Этот чистый ребенок представлялся мне потом разным: смеющимся и плачущим. Он стал олицетворением детства вообще. Я, конечно, понимал, что это будущий Обломов, не самый мой любимый персонаж, но ощущение искренности и спокойствия при воспоминании об увиденном не проходило. В конечном итоге мы ведь все «родом из детства», у каждого из нас свое воспитание, своя Обломовка.
Два мальчика, молодых человека, зрелых мужчины предстают перед нами со страниц романа И.А.Гончарова. Они хорошо знают друг друга и являются близкими друзьями … с детства. Один ленив и простодушен, второй целеустремлен и деятелен… тоже с детства. Обломов и Штольц.
Никогда не понимал, как в сонной Обломовке могла зародиться «хрустальная душа» Ильи Ильича. В мертвом царстве — живая душа! Обломов трогателен, но в моей памяти он навсегда останется светлым мальчиком в длинной рубашонке на цветущем поле. И не важно, сколько ему лет. Другое дело Штольц. Для меня он образец человека целеустремленного, способного добиваться в жизни многого. В нем — постоянное движение вперед. Истоки характера — в детстве.
Смешанные чувства испытываешь, читая о детстве Штольца. Иногда у меня возникал вопрос: любил ли отец Андрея? Думаю, да, но часто поступает с ним слишком жестко, почти жестоко. Вспоминается эпизод с не выученным вовремя уроком, за который мальчик был выдворен из дома. И это после недельного отсутствия!
Но, пожалуй, самая напряженная в эмоциональном плане сцена — прощание отца и сына. Они вдвоем знают, что это навсегда. Отец и сын — самые близкие люди, но ни слезинки, ни капли нежности, только почти надрывное «прощай». И ли
«Труд — образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере моей», — скажет Штольц Обломову. А по-другому и не может быть. Ведь с раннего детства Андрей понял эту истину, еще тогда, когда вместе с отцом, а потом один отправлялся решать хозяйственные дела, попутно уча стихи для матери. Может быть жестко, но отец выработал в сыне два основных качества: любовь к труду и ответственность за свои поступки.
Многие критики обвиняли И.А.Гончарова в том, что Штольц духовно беден. Н.А.Добролюбов видел в нем лишь тип буржуазного дельца-предпринимателя, А.П.Чехов называл «продувной бестией». Но разве так уж плох Андрей Иванович Штольц? Разве он не благороден и благодарен?
Всю жизнь, как волшебник, появляется он в самые сложные для Обломова моменты. Будто чувствует его сердце беду, нависшую над любимым другом. Как та старая нянька из детства, Андрей оберегает и опекает Илью. То же происходит с Ольгой. Штольц находит ее именно тогда, когда героине тяжело и одиноко. Он отогревает сердце Ольги для новой любви. «У него нет идолов, зато он сохранил силу души… зато он целомудренно-горд, от него веяло какой-то свежестью и силой…» — напишет о нем И.А.Гончаров.
Жесткое воспитание отца укрепило характер Андрея, хотя и лишило беззаботного детства. Он многого достиг благодаря серьезной жизненной закалке. Но (пусть простят меня великие критики) Штольц не лишился сердечности, он сохранил «силу души». Может быть, тому способствовало материнское тепло или это было противовесом холодности отца. А возможно, сонная Обломовка навсегда поселила в сердце Андрея, как и Ильи, единственное, что имела, — душевную щедрость и чистоту.