К И. А. Гончарову известность пришла с опубликованием романа «Обыкновенная история» в 1847 году в журнале «Современник». Задуманный писателем в этом же году роман «Обломов» создавался очень медленно. В 1849 году в «Современнике» был опубликован отрывок из будущего романа— «Сон Обломова», где Гончаров дал полное описание патриархальной жизни русских помещиков. Главный герой романа - Илья Ильич Обломов, русский барин. В начале романа мы застаем его в Петербурге, на Гороховой улице, где он живет со своим слугой Захаром. Обломов обладал весьма приятной наружностью, мягким взглядом и непоколебимой, беспечной мягкостью не лица только, но и всей души. По своей натуре он был абсолютно бездеятельным человеком, ни к чему не стремился, а если и стремился, то только в мечтах, а на деле - ничего. Он только и знал, что лежал на диване в своем любимом восточном халате. Но зато когда он мечтал, у него в голове рождались такие планы на будущее, что, по его мнению, любой бы позавидовал ему. Обломов мечтал о тихой, мирной жизни в Обломовке, куда еще не дошла цивилизация, где люди живут, не беспокоясь ни о чем, где все происходит само собой.
В главе «Сон Обломова» Илья Ильич видит сон, в котором он вновь маленький мальчик, живет со своими родителями в родной Обломовке. Вот как описывает И. А. Гончаров тот край, который снится Илье Ильичу: «Весь уголок верст на пятнадцать или на двадцать вокруг представлял ряд живописных этюдов, веселых, улыбающихся пейзажей». Обло-мовка представляется нам благодатным краем, в котором все проникнуто спокойствием и тихим, мирным счастьем. Ничто не тревожит души живущих там, никто и ничто не может препятствовать мирному ходу событий, повторяющихся изо дня в день. «Все сулит там покойную, долговременную жизнь до желтизны волос и незаметную, сну подобную, смерть», — пишет автор. Для Обломова это место — рай на Земле, жизнь в котором является предметом его мечтаний.
Но действительно ли Обломовка такой благодатный край, каким видит ее Илья Ильич?
Из письма старосты мы узнаем о неурожаях, о засухе, о недоимках, о бегстве крестьян и о прочих неприятностях. Деревня постепенно обветшала и разорилась. Она пришла в полное запустение, старые хозяева давно умерли, а Илья Ильич живет в Петербурге и только в своих мечтах и снах переносится туда мыслями. Из четвертой части романа мы узнаем о том, как безжалостно разграбил Обломовку Затертый, посланный туда по инициативе Тарантьева.
Но Обломов все равно в мечтах представляет ее такой, какой она была много лет назад.
Но только лишь внешне мы различаем Обломовку во сне и наяву? Была ли она так благодатна и безобидна для Обломова?
На мой взгляд, Обломовка явилась губительной силой в судьбе Ильи Ильича. Он с детства привык ничего не делать, а только нежиться и растворяться в покойной дремоте. Конечно, его вины в этом не было, да и как мог маленький мальчик вырасти другим мальчиком, когда все кругом пеклись о том, чтобы обеспечить Илюше покой и безделье, когда «триста Захаров» в любой момент готовы все за него сделать, когда «тишина и невозмутимое спокойствие царствуют в нравах людей». Сон и тишина — вот что царит в Обломовке. Гончаров сравнивает этот сон обломовцев со смертью, с повальной болезнью.
Жизнь в Обломовке явилась временем, когда формировался характер Ильи Ильича, и все те черты, которые он приобрел в детстве, живя в деревне, оказались фундаментальными в его характере. Он так и не смог преодолеть себя, ему лишь на время удалось вырваться из «объятий сна». Даже любовь к Ольге Ильинской не смогла истребить в нем «обломовщину».
Ольга пыталась вызволить его из «объятий сна», и он даже пошел за ней, но ему не хватило сил, и он так и остался лежать на диване и мечтать.
Он так и не научился жить в этом подчас жестоком мире реальности. Обломов прожил жизнь, так и не поняв, зачем она нужна. Умный, добрый, чувствительный и романтичный по своей натуре человек, он оказался лишним в этом мире.
«Обломов» имел чрезвычайно важное значение в , развитии русского реалистического романа. В романе показано губительное влияние феодально-крепостнического строя на развитие человеческой личности и даны два больших типических обобщения, представляющих собой вершину творчества Гончарова: Обломов и обломовщина.
Образ Обломова — это величайшее художественное обобщение, воплощающее в себе типические черты характера, порожденного русской патриархальной помещичьей жизнью. Такая жизнь порождала духовную нищету у обитателей Обломовки, узость интересов, бедность и примитивизм психологии. Гончаров не раз подчеркивает, что в жизни обломовцев важнейшее место занимали еда и сон. Среди всех их забот «главной заботой была кухня и обед. Об обеде совещались целым домом, и престарелая тетка приглашалась к совету. Всякий предлагал свое блюдо: кто суп с потрохами, кто лапшу или желудок, кто рубцы, кто красную, кто белую подливку к соусу». «Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке». Этой заботе был подчинен весь строй жизни.
Обломовцев характеризуют бездеятельность и лень. Свои потребности они удовлетворяют при помощи подневольного труда крепостных.
Жизнь обитателей Обломовки оказывает губительное воздействие на формирование их характеров. Писатель рисует образ живого, любознательного мальчика Илюши Обломова и показывает вредное влияние на него среды и
«Ученье-то не уйдет, а здоровья не купишь». Позже Обломов в столичном учебном заведении изучает науки лишь в той степени, в какой они сами без труда укладывались в голове. Обломов служил, но не потому, что ему хотелось работать и чего-то добиться, а потому, что так было принято в среде дворянской молодежи, и при первом же затруднении и ответственности за свою ошибку он оставил службу.
Стремясь только к покою, Обломов к 32 годам превращается в байбака, в существо апатичное и инертное. Для того чтобы еще больше подчеркнуть силу инерции в своем герое, Гончаров показывает и тех, кто боролся за Обломова и пытался вывести Обломова из состояния мертвящего покоя, включить его в жизнь, но из этого ничего не получилось, ибо слишком крепко прирос Илья Ильич к покою: «Прирос к этой яме больным местом, попробуй оторвать — будет смерть». Даже любовь к женщине не может возродить Обломова и вернуть к активной жизни. Драма Обломова тем сильнее, что он понимает свое духовное падение: «Настала одна из ясных сознательных минут в жизни Обломова. Как страшно стало ему, когда вдруг в душе его возникло живое и ясное представление о человеческой судьбе и назначении и когда мелькнула параллель между этим назначением и собственной его жизнью... — он болезненно чувствовал, что в нем зарыто, как в могиле, какое-то хорошее светлое начало, может быть, теперь уже умершее».
С обломовщиной, как с явлением глубоко чуждым и вредным, нам нужно неустанно бороться, уничтожая самую почву, на которой она может произрастать.
Лень Обломова связана в первую очередь с неумением осмыслить поставленную перед ним задачу. Он бы, может быть, даже стал и работать, если бы нашел дело по себе, но для этого, конечно, ему надо было бы развиться в несколько других условиях, нежели в каких развивался он. Но гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других развила в нем нравственное рабство. Рабство это так переплетается с барством Обломова, что, кажется, нет ни малейшей возможности провести между ними границу. Это нравственное рабство Обломова составляет едва ли не самую любопытную сторону его личности и всей его истории.
Рассудок Обломова так успел с детства сложиться, что даже самое отвлеченное рассуждение Обломова имело способность останавливаться на данном моменте и затем не выходить из этого состояния, несмотря ни на какие убеждения. Обломов, разумеется, не мог осмыслить своей жизни и потому тяготился и скучал от всего, что ему приходилось делать. Служил он — и не мог понять, зачем это бумаги пишутся; не понявши же, ничего лучше не нашел, как выйти в отставку и ничего не писать. Учился он — и не знал, к чему может послужить ему наука; не узнавши этого, он решил сложить книги в угол и равнодушно смотреть, как их покрывает пыль. Выезжал он в общество — и не умел себе объяснить, зачем люди в гости ходят; не объяснивши, он бросил все свои знакомства и стал по целым дням лежать у себя на диване. Все ему наскучило и опостылело, и он лежал на боку, с полным сознательным презрением к «муравьиной работе людей», убивающихся и суетящихся бог весть из-за чего...
Его лень и апатия — это создание воспитания и окружающих обстоятельств. Главное здесь не Обломов, а «обломовщина» . В настоящем же своем положении он не мог нигде найти себе дела по душе, потому что вообще не понимал смысла жизни, и не мог дойти до разумного воззрения на свои отношения к другим. Но в общем образе главного героя можно разглядеть и положительные черты. Эти черты раскрыла в нем Ольга Ильинская. Она начинает с любви к Обломову, с веры в него, в его нравственное преобразование... Долго и упорно, с любовью и нежной заботливостью трудится она над тем, чтобы разбудить жизнь, вызвать деятельность в этом человеке. Она не хочет верить, что он так бессилен на добро; любя в нем свою надежду, свое будущее создание, она делает для него все, пренебрегает даже условностями и приличиями, едет к нему одна, никому не сказавшись, и не боится, подобно ему, потерять свою репутацию. Но она с удивительным тактом замечает тотчас же всякую фальшь, проявлявшуюся в его натуре, и чрезвычайно просто объясняет ему, как и почему это ложь, а не правда. Но Обломов вовсе не умеет любить и не знает, чего искать в любви, точно так же, как и вообще в жизни. Он является пред нами разоблаченный, как он есть, молчаливый, сведенный с красивого пьедестала на мягкий диван, прикрытый вместо мантии только просторным халатом. Вся его жизнь представляет собой один большой сон.
И во время этой спячки нам показывается картина жизни человека, задающего себе постоянно один вопрос: «Что делать?» Все его действия сводятся к тому, что он лежит на диване и думает: «Вот хорошо бы было, если б...» В его разуме наблюдается сплошная «разруха», с которой он не в силах справиться.
Роман «Обломов» явился вершиной творчества Гончарова. С большой художественной силой заклеймил он в нем крепостничество, которое, по мнению его, неизбежно шло к своему крушению. Обличал косность и консерватизм поместного дворянства и показал «обломовщину» как зло и бич русской жизни. Материалом для романа послужила русская жизнь, которую писатель наблюдал с самого детства.