Роман «Последний шуан, или Бретань в 1799 году» (в следующих изданиях Бальзак назвал его короче — «Шуаны») вышел в свет в марте 1829 г. Это произведение Бальзак выпустил под своим настоящим именем. Он сумел передать в этом романе и воздух эпохи, и краски местности. Писатель нашел себя, вступил в пору творческой зрелости. В 1830 г. выходит сборник новелл Бальзака «Сцены частной жизни». Современный Париж — место действия новелл. Герои их — жители «города контрастов», неприметные на первый взгляд люди: коммерсанты и художники, чиновники и ростовщики, швейки и светские дамы.
Вглядываясь в их жизнь, дела, судьбы, Бальзак обнаруживает, что в современном буржуазном человеке гнездятся страсти, не уступающие по силе и драматизму страстям прославленных героев древности. Но страсти эти эгоистические, разрушительные, и самая чудовищная из них — страсть к деньгам. Это она выжгла все человеческие чувства в душе ростовщика Гобсека, героя одной из наиболее значительных новелл сборника. Сухопарый старикашка с пискливым голоском, с маленькими, желтыми, как у хорька, глазами без ресниц, Гобсек живет в нищенской каморке и целый день бегает по Парижу на своих тонких
Гобсек обладает железной хваткой, безошибочным деловым чутьем, неиссякаемой энергией. И все это служит одной цели — накоплению. Сознание тайного могущества, которое дает ему золото, для Гобсека дороже всех наслаждений мира. Нищий-богач сохнет и чахнет среди сокровищ. Должники расплачиваются с Гобсеком и деньгами, и натурой; они тащат ему столовое серебро и шкатулки с фамильными драгоценностями, корзины со свежей рыбой и паштеты. Он мог бы продать эти припасы какому-нибудь владельцу лавки, но опасается, что тот даст цену меньше рыночной. И припасы гниют. Смрад, разложение, мертвые груды добра под замком, и среди них умирающий старикашка, трясущийся над своими сокровищами. Для чего, для кого собирал он эти богатства? Накопление превратилось у Гобсека в самоцель. Алчная страсть пожрала его.
В новелле «Гобсек» впервые прозвучала одна из главных тем всего творчества Бальзака — извращающая сила денег в буржуазном мире.