Русь, куда ж несешься ты?
Дай ответ. Не дает ответа.
Н. В. Гоголь
И. А. Гончаров для меня — один из самых загадочных русских писателей-классиков. В самом деле, будучи благонамеренным государственным чиновником, не разделяющим революционно-демократических взглядов, он не подвергался гонениям, его не преследовали, не притесняли. Но в то же время его романы получили самую высокую оценку передовых деятелей эпохи — В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева, Н. А. Некрасова, дали им основания для смелых антикрепостнических выводов. И Гончаров соглашался с этими выводами — значит, он предвидел их, предполагал, что нарисованные им правдивые картины русской жизни должны вызвать мысли, идеи, которых он не разделял.
Почему же он не спорил?
Я думаю, что противоречие тут кажущееся. Гончаров считал, что преобразование необходимо, верил в прогресс, основанный на деятельности просвещенных, энергичных и честных людей, которые придут на смену пустомечтателям, барчукам-лежебокам. В таких людях писатель видел будущее России, хотя четко, реально их себе не представлял. Но он неустанно искал положительные начала в самой действительности и, казалось, увидел их, когда в России начали развиваться буржуазно-капиталистические отношения и появились «новые люди», деятельные, предприимчивые.
В «Обыкновенной истории» таков Петр Иванович Адуев, крупный чиновник, заводчик, трезво мыслящий, неглупый, по-своему порядочный человек. Но писатель учитывал и те противоречия, которые несли с собой шедшие на смену «всероссийскому застою» буржуазно-капиталистические отношения. Это и мешало ему видеть в дельцах-буржуа передовых деятелей эпохи.
Гончаров безусловно отвергал барский «романтизм», оторванную от жизни пустомечтательность Адуева-младшего, н
Адуев-старший составил для себя правила жизни, от которых никогда не отступал, потому что считал их непогрешимо-верными. Но его создатель, И. А. Гончаров, сумел разглядеть ограниченность этих правил, их мелочность, мещанское самодовольство своего героя.
Положительный идеал следовало искать не в дяде и тем более не в племяннике, а в ком-то третьем... Но в ком есть эта гармония «ума» и «сердца», о которой мечтал Гончаров?
Намек на такую гармонию мы видим в образе Лизаветы Александровны Адуевой, тонко чувствующей и трезво, критически мыслящей. У нее есть и душа, и характер, но путь к общественной деятельности для русской женщины 40—50-х годов был закрыт.
Таким образом, положительный идеал в «Обыкновенной истории» не был найден, потому что прогрессивные (но не революционные!) идеи писателя вступали в противоречие с действительностью, в которой новые буржуа-предприниматели меньше всего думали о судьбе России и об общественном благе. Но великая заслуга Гончарова в том, что он побудил многих людей задуматься о возможных путях развития России, о положительных началах русской жизни, о том, что исцелит эту жизнь, избавит ее от «адуевщины» и «обломовщины».