Литературная деятельность Льва Николаевича Толстого продолжалась около шестидесяти лет. Первое его выступление в печати относится к 1852 году, когда в передовом журнале той эпохи — «Современнике», редактировавшемся Некрасовым, появилась повесть Толстого «Детство». Автору повести исполнилось к тому времени двадцать четыре года. Имя его в литературе никому еще не было известно. Толстой не решился подписать свое первое произведение полным своим именем и подписал его буквами: Л. Н. Т.
Между тем «Детство» свидетельствовало не только о силе, но и о зрелости таланта молодого писателя. Это было произведение сложившегося мастера, оно привлекло к себе внимание читательской массы и литературных кругов. Вскоре после опубликования «Детства» в печати (в том же «Современнике») появились новые произведения Толстого— «Отрочество», рассказы о Кавказе, а затем знаменитые Севастопольские рассказы. Толстой занял место в ряду виднейших писателей того времени, о нем стали говорить, как о великой надежде русской литературы. Толстого приветствовали Некрасов и Тургенев, о нем написал замечательную статью Чернышевский, являющуюся и по сей день выдающейся работой в литературе о Толстом.
Толстой начал работать над «Детством» в январе 1851, а закончил в июле 1852 года. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Автобиографическая повесть Детство и Отрочество. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений.) В промежуток между началом и окончанием работы над «Детством» произошла серьезная перемена в жизни Толстого: в апреле 1851 года он уехал со своим старшим братом Николаем на Кавказ, где тот служил в армии офицером. Спустя несколько месяцев Толстой был зачислен на военную службу. В армии он находился до осени 1855 года, принимал активное участие в героической обороне Севастополя.
Отъезд Толстого на Кавказ был вызван глубоким кризисом его духовной жизни. Кризис этот начался еще в его студенческие годы. Толстой очень рано стал замечать отрицательные стороны в людях, его окружавших, в самом себе, в условиях, среди которых ему приходилось жить. Праздность, тщеславие, отсутствие каких-либо серьезных духовных интересов, неискренность и фальшь — вот те недостатки, которые с возмущением отмечает Толстой юноша в близких ему людях и частично в самом себе. Толстой задумывается над вопросом о высоком назначении человека, он пытается найти себе настоящее дело в жизни. Учеба в университете не удовлетворяет его, он оставляет в 1847 году университет, после трехлетнего пребывания в нем, и из Казани направляется в свою усадьбу — Ясную поляну. Здесь он пытается сам управлять принадлежащим ему имением главным образом с целью облегчить положение крепостных крестьян. Из этих его попыток ничего не получается. Крестьяне не доверяют ему, его попытки помочь им рассматривают как хитрые уловки помещика.
Убедившись в неосуществимости своих намерений, Толстой юноша стал проводить свое время преимущественно в Москве, частью в Петербурге. Внешне он вел образ жизни, типичный для молодого человека из богатой дворянской семьи. На самом деле его ничто не удовлетворяло. Он всё глубже задумывался над целью и смыслом жизни. Эта напряженная работа мысли молодого Толстого нашла свое отражение в дневнике, который он вел в это время. Дневниковые записи всё более и более разрастались, всё ближе и ближе подводили его к литературным замыслам.
Мировоззрение Толстого формировалось как мировоззрение человека, который стремился понять самые глубокие процессы, происходившие в современной ему действительности. Документом, свидетельствующим об этом, является дневник молодого Толстого. Дневник послужил для писателя той школой, в которой формировалось его литературное мастерство.
На Кавказе, а затем в Севастополе в постоянном общении с русскими солдатами, людьми простыми и в то же время величественными, крепли симпатии Толстого к народу, углублялось его отрицательное отношение к эксплуататорскому строю.
Начало литературной деятельности Толстого совпадает с началом нового подъема освободительного движения в России. Тогда же начинал свою деятельность и великий революционный демократ Чернышевский, ровесник Толстого. Чернышевский и Толстой стояли на различных идеологических позициях: Чернышевский был идеологом крестьянской революции, а Толстой, вплоть до конца 70-х годов, был связан с идеологией и жизненными позициями дворянства, но вместе с тем питал глубочайшие симпатии к народу, понимал весь ужас его положения, непрестанно думал о том, какими средствами можно облегчить его участь. Симпатии Толстого к народу и понимание художником положения народа нашли сильное и яркое отражение в самых первых его произведениях. Творчество молодого Толстого неразрывно связано с начавшимся демократическим подъемом в стране, с ростом всей передовой русской литературы того времени. Вот почему Толстого так горячо приветствовала русская демократия.
Связь с народом, которая установилась у Толстого в раннюю пору жизни, послужила отправным пунктом для всей его творческой деятельности. Проблема народа — основная проблема всего творчества Толстого.
В статье «Л. Н. Толстой и современное рабочее движение» В. И. Ленин писал:
«Толстой знал превосходно деревенскую Россию, быт помещика и крестьянина. Он дал в своих художественных произведениях такие изображения этого быта, которые принадлежат к лучшим произведениям мировой литературы. Острая ломка всех «старых устоев» деревенской России обострила его внимание, углубила его интерес к происходящему вокруг него, привела к перелому всего его миросозерцания. По рождению и воспитанию Толстой принадлежал к высшей помещичьей знати в России, — он порвал со всеми привычными взглядами этой среды - и, в своих последних произведениях, обрушился с страстной критикой на все современные государственные, церковные, общественные, экономические порядки, основанные на порабощении масс, на нищете их, на разорении крестьян и мелких хозяев вообще, на насилии и лицемерии, которые сверху донизу пропитывают всю современную жизнь».
В творчестве Толстого, в его рассказах, повестях, пьесах, романах — «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресенье», — как указывает В. И. Ленин, отразилась целая эпоха в истории России, в жизни русского народа, эпоха с 1861 по 1905 год. Эту эпоху Ленин называет эпохой подготовки первой русской революции, революции 1905 года. В этом смысле Ленин говорит о Толстом, как о зеркале русской революции. Ленин подчеркивает, что Толстой отражал в своем творчестве и силу и слабость ее.
Ленин характеризует Толстого, как величайшего художника-реалиста, творчество которого явилось шагом вперед в художественном развитии всего человечества.
Реализм Толстого непрестанно развивался на протяжении всего его творческого пути, но с большой силой и своеобразием он проявился уже в его самых ранних произведениях.
Вскоре после окончания «Детства» Толстой задумал произведение в четырех частях — «Четыре эпохи развития». Под первой частью этого произведения разумелось «Детство», под второй — «Отрочество», под третьей — «Юность», под четвертой — «Молодость». Толстой осуществил не весь замысел: «Молодость» не была написана вовсе, а «Юность» не была доведена до конца, для второй половины повести была написана вчерне только первая глава. Над «Отрочеством» Толстой работал с конца 1852 по март 1854 года. «Юность» была начата в марте 1855 года — окончена в сентябре 1856 года, когда п
В своем произведении «Четыре эпохи развития» Толстой намеревался показать процесс становления человеческого характера от самой ранней детской поры, когда зарождается духовная жизнь,, до молодости, когда она вполне самоопределяется.
В образе героя Толстого в значительной степени отражены черты личности самого автора. «Детство», «Отрочество» и «Юность» поэтому принято называть автобиографическими повестями. Это повести большой силы художественного обобщения. Самый образ; Николеньки Иртеньева является глубоко типичным образом. В образе Николеньки Иртеньева воплощены черты лучшего представителя дворянской среды, вступившего в непримиримый разлад с нею. Толстой показывает и то, как среда, в которой жил его герой, отрицательно влияет на него, и то, как герой пытается противостоять среде, возвыситься над нею.
Герой Толстого — человек сильного характера и выдающихся способностей. Иным он и не мог быть. Создание образа такого героя было облегчено Толстому тем, что он опирался на собственную биографию.
Повесть «Детство», как и автобиографическую трилогию в целом, нередко называли дворянской хроникой. Автобиографическая трилогия Толстого противопоставлялась автобиографическим произведениям Горького. Некоторые исследователи творчества Горького указывали на то, что Толстой описал «счастливое детство»,, детство, не знающее забот и лишений, детство дворянского ребенка, и Горький, по мысли этих исследователей, противостоит Толстому, как художник, который описал детство несчастливое, детство, полное забот и лишений, детство, не знающее никаких радостей. Противопоставление Горького Толстому незаконно, оно искажает автобиографическую трилогию Толстого. Детство Николеньки Иртеньева, описанное Толстым, не похоже на детство Алеши Пешкова, но оно отнюдь не является идиллическим, счастливым детством. Толстой меньше всего был заинтересован в том, чтобы восхищаться тем довольством, которым, был окружен Николенька Иртеньев. Толстого интересует совершенно другая сторона в его герое.Ведущим, основополагающим началом в духовном развитии Николеньки Иртеньева и в период детства, и в период отрочества, и в период юности является его стремление к добру, к правде, к истине, к любви, к красоте.
Каковы же причины, каков источник этих устремлений Николеньки Иртеньева?
Первоначальным источником этих высоких духовных устремлений Николеньки Иртеньева является образ матери, которая олицетворяла для него всё прекрасное. Большую роль в духовном развитии Николеньки Иртеньева сыграла простая русская женщина — Наталья Савишна.
В своей повести Толстой действительно называет детство счастливой порой человеческой жизни. Но в каком смысле? Что он подразумевает под счастьем детства? XV глава повести так и называется: «Детство». Она начинается словами:
«Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений».
В конце главы Толстой снова обращается к характеристике детства, как счастливой поры человеческой жизни:
«Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве? Какое время может быть лучше того, когда две лучшие добродетели— невинная веселость и беспредельная потребность любви — были единственными побуждениями в жизни?»
Таким образом, мы видим, что детство Толстой называет счастливой порой человеческой жизни в том смысле, что в эту пору человек наиболее способен испытывать любовь к другим и делать им добро. Именно только в этом, ограниченном смысле детство казалось Толстому самым счастливым временем жизни.
На самом деле детство Николеньки Иртеньева, описанное Толстым, отнюдь не было счастливым. В детские годы Николенька Иртеньев испытал немало нравственных страданий, разочарований в окружающих его людях и в том числе в людях, самых близких для него, разочарований в самом себе.
Повесть «Детство» начинается со сцены в детской комнате, начинается незначительным, пустяковым случаем. Учитель Карл Иваныч убил муху, и убитая муха упала на голову Николеньке Иртеньеву. Николенька начинает размышлять о том, для чего это сделал Карл Иваныч. Почему именно над его кроваткой Карл Иваныч убил муху? Почему именно ему, Николеньке, Карл Иваныч сделал неприятность? Почему Карл Иваныч не убил муху над кроваткой Володи, брата Николеньки? Задумавшись над этими вопросами, Николенька Иртеньев приходит к такой мрачной мысли, что цель жизни Карла Иваныча состоит в том, чтобы причинять неприятности ему, Николеньке Иртеньеву; что Карл Иваныч злой, неприятный человек. Но вот проходит несколько минут, и Карл Иваныч подходит к кроватке Николеньки и начинает его щекотать. Этот поступок Карла Иваныча дает Николеньке новый материал для размышлений. Николеньке было приятно, что его щекочет Карл Иваныч, и он теперь думает, что был в высшей степени несправедлив, приписав ранее Карлу Иванычу (когда тот убил муху над его головой) самые злые намерения.
Уже этот эпизод дает основание Толстому показать, как сложен духовный мир человека.
Существеннейшая особенность изображения Толстым своего героя состоит в том, что Толстой показывает, как постепенно перед Николенькой Иртеньевым раскрывается несоответствие внешней оболочки окружающего его мира и истинного его содержания. Николенька Иртеньев постепенно уясняет, что люди, с которыми он встречается, не исключая самых близких и дорогих для него людей, на деле вовсе не такие, какими они хотят казаться. Николенька Иртеньев замечает в каждом человеке неестественность и фальшь, и это развивает в нем беспощадность к людям, а также к самому себе, так как свойственную людям фальшь и неестественность он видит и в себе. Замечая в себе это качество, он нравственно казнит себя. В этом отношении характерна глава XVI — «Стихи». Стихи были написаны Николенькой по случаю дня рождения бабушки. В них есть строка, говорящая, что он любит бабушку, как родную мать. Обнаружив это, Николенька Иртеньев начинает доискиваться, как он мог написать такую строку. С одной стороны, он видит в этих словах как бы измену по отношению к матери, а с другой стороны — неискренность по отношению к бабушке. Николенька рассуждает так: если эта строка искренняя, — значит, он перестал любить свою мать; а если он любит свою мать попрежнему, — значит, он допустил фальшь по отношению к бабушке.
Все приведенные эпизоды свидетельствуют о духовном росте героя. Одним из выражений этого является развитие в нем аналитической способности. Но эта же аналитическая-способность, содействуя обогащению духовного мира ребенка, разрушает в нем наивность, безотчетную веру во всё доброе и прекрасное, что Толстой считал «лучшим даром» детства. Это хорошо иллюстрируется главой VIII — «Игры». Дети играют, и игра доставляет им громадное наслаждение. Но они получают это наслаждение в той мере, в какой игра кажется им настоящей жизнью. Как только утрачивается эта наивная вера, игра перестает доставлять детям наслаждение. Первым высказывает мысль о том, что игра не есть настоящее, Володя — старший брат Николеньки. Николенька понимает, что Володя прав, но, тем не менее, слова Володи его глубоко огорчают.
Николенька размышляет: «Ежели судить по-настоящему, то игры никакой не будет. А игры не будет, что ж тогда остается?..»
Эта последняя фраза многозначительна. Она свидетельствует о том, что настоящая жизнь (не игра) мало доставляла радости Николеньке Иртеньеву.