Образ бальзаковского героя из одноименной повести “Гобсек” раскрывает и анализирует один из персонажей повести адвокат Дервиль. Сказ ведется от его имени, чтобы читатель воспринимал образ Гобсека как типичное, обобщающее явление, которое не исчезло, к сожалению, и в XXI столетии. Перед нами постепенно возникает гротескная безобразная фигура настоящего хозяина Парижа после Июльской революции 1830 года, образ огромной обобщающей силы - ростовщик, который делает деньги из денег. Для него деньги - это смысл жизни. Мы видим человека, который превратился в “золотого идола”, так и не воспользовавшись своим богатством. Возникает вопрос: “С какой целью он накапливал золото?”. Еще много вопросов будет и у адвоката Дервиля. Ответы на них должны помочь нам осознать: если наши чувства и стремления будут направлены только на накопление денег, материальных благ, то мы тоже станем заложниками собственной жадности, и это приведет к полной деградации, разрушению личности человека. Она станет для общества опасной, как стал опасным Гобсек. Итак, цель на уроке поставлена, а жизненный выбор - за вами.
Адвокат Дервиль начинает свой рассказ о ростовщике Гобсеке в обществе виконтессы где Гранлье, которая отрицательно относится к молодому графу Эрнесту де Ресто, так как его мать имеет репутацию распущенной женщины, и чтобы виконтесса, дочь которой влюблена в него, изменила мысль о графе Эрнесте, адвокат Дервиль рассказывает свою историю, связанную с романтическим приключением. Речь идет о ростовщике миллионере.
Цветная гамма и детали в описании портрета Гобсека. За текстом:”… лицо этого мужчины … я назвал бы “месячным ликом”, так его желтоватая бледность вскидывалась на цвет серебра, из которого облупилась позолота … волосы… с сединой пепельно-серого цвета. Черты лица казались отлитыми в бронзе. Глаза желтые… Острый нос, издолбленный на кончике оспой… Разговаривал…тихим, кротким голосом и некогда не сердил… Сморчки его желтоватого лба сохраняли тайны жизненных испытаний…”
Адвокат Дервиль, общаясь с ростовщиком, замечает непомерную бережливость и неудержимую скупость своего соседа. За текстом: “Все в его комнате, от зеленого сукна на письменном столе до коврика возле кровати, было какое-то одинаковое, опрятное и потертое… Зимой головешки в его камине всегда тлели… Жил Гобсек на улице Гре. Возле… пасмурного, влажного дома нет двора… а расположение комнат напоминает расположение монастырских келий..,, двери… которые выходят в длинный коридор, тускло освещенный маленькими окошками”.
Как вы понимаете слова Дервиля о жилье ростовщика: “Дом и его житель пасовали один до одного - как та скала и прилепленная к ней устрица”? Во-первых, Гобсек - человек, который имеет дело с деньгами; ведет неприметный образ жизни, чтобы не привлекать внимание к себе и самому наслаждаться богатством. В своих собственных глазах он возникает человеком величественным, который берет на себя право распоряжаться человеческими судьбами: разорять их, смеяться над ними, унижать их человеческое достоинство, раздавливать грязным сапогом кого-либо, так как деньги - это все. Они дают ему власть. Так считает ростовщик. По второе, автор подчеркивает маниакальную страсть ростовщика к золоту.
Дервиль раздумывает: “Или имел он родственников, друзей? Богатый он был или бедный? Никто не смог бы ответить на эти вопросы. Я некогда не видел денег у него в руках”. Адвокат Дервиль приближается к истине; деньги - Идол, единый идол, которому кланяется Гобсек, - золото - вот его жизненная философия.
Ответы на эти вопросы мы находим в тексте.
1. “Он сам взимал долги по векселям, бегая по всему Парижу … и гордится, что платит 7 франков налогов” (действует осторожно и умно, чтобы никто не догадался, что он богатый.)
2. “Через свою осмотрительность он однажды выдал себя. Случайно при нем было золото, и каким-то чином … наполеондор выскользнул из его жилетного кармана. Постоялец … поднял монету и подал ему. “Это не моя! Золото? У меня? И если бы я был богатый, то разве жил бы так, как живу?”.
3. “Утром он сам варил себе кофе… Обед ему приносили из харчевни”.
4. “Этот странный мужчина некогда не желал увидеть пусть одного человека с четырех женских поколений, которые составляли его родню. Он ненавидел своих наследников…”
Какой вывод мы можем уже сделать? Страсть к деньгам удостоверяет начало разрушения личности ростовщика. Он накапливает деньги, а не тратит их на добрые дела. Гобсек подчиняет свою жизнь служению золоту. Вопрос морали, милосердия, добра вообще он отсутствует.
Откуда у Гобсека золото? Адвокату Дервилю о своей жизни рассказывает сам Гобсек. Уже с 10 лет мать приделала его юнгой на корабль, и он отплыл в голландские владения в Ост индии, где и странствовал на протяжении двадцати лет. Гобсек знает, что такое опасность, ему пришлось проявлять решительность, мужество, чтобы защитить себя от смерти. Ростовщик - необыкновенный корсар. Он имел связь с военными и политическими деятелями Франции, Англии и Индии 18 ст. Гобсек поддерживал взаимоотношения со славными корсарами, так как долго жил на острове Сен-Тома.
Он перепробовал все средства, чтобы получить богатство, и даже искал золото вблизи Буэнос-Айреса. Адвокат Дервиль старается заглянуть в глубины души ростовщика, но вынужденный себе признаться, “что к последней минуте его душа была непроницаема для меня. И даже я спрашивал себя: “… к какому полу он принадлежит?”, “… остался он верный религии своей матери и смотрел на христиан, как на добычу? “… стал ли он католикам, лютеранином, магометанином, последователем брахманизма?” “о чем думает это создание? Знает ли оно, что в мире есть Бог, чувство, женщины, счастье?”
Обращаем внимание, как тяжело адвокату Дервилю даются ответы на поставленные им вопросы. Относительно вероисповедания Дервиль придерживается мысли, что ростовщик “остается равнодушным к религии, чем безбожником”. Относительно двух последних вопросов ответы Дервиль полностью получит уже после его смерти.
Адвоката поражает жестокость ростовщика, который не ощущает сожаления к людям: “Если человечность, общение с ближними считать религией, то Гобсек в этом отношении был убежденным атеистом”. Жестоко ростовщик ведет себя со своими жертвами, которые “приходили в негодование, кричали в исступлении - а тогда вдруг западала мертвая тишина, будто в кухне, когда там зарезают качку”.
За текстом: “… Существуют лишь условности - свои для каждого климата … убеждение и правила морали - пустые слова. Несокрушимо лишь одно чувство, которым нас наделила природа, - инстинкт самосохранения”. “… этот инстинкт называют личным интересом… из всех земных благ следует добиваться только… золота. В золоте сосредоточены все силы человечества”.
Адвокат Дервиль удостоверяет: “Я имел возможность убедиться, к чему дошла его жадность, которая с годами превратилась в настоящее сумасшествие. Гобсек брал все, начиная от корзины с рыбой… и кончая свертком свечек; брал он и серебряную посуду от богатеев и золотые табакерки от спекулянтов…”.