Оноре де Бальзак вошел в мировую литературу как выдающийся писатель-реалист. Именно он задумал, чуть ли не самый большой в мире цикл романов о жизни всего общества, который назвал «Человеческая комедия». И в самом деле, комическими иногда кажутся человеческие усилия, израсходованные на мелочи, расточительство, злость, легкомысленность. Они выглядят комически, пока не начинают ломать чужую жизнь. Так, роман Анастази де Ресто со светским молодым человеком Максимом де Трай начинался, как легкий флирт, который никому не наносит беды. Но бесстыдный любовник нагло врывается в жизнь всей семьи, так как это разрешила ему сделать беспринципная госпожа де Ресто. И вот уже пренебрегается честь семьи, мужа. Даже о детях Анастази не думает. Бальзак будто наблюдает за этим глазами своего героя - ростовщика Гобсека. Это умный человек, образованный и даже мудрый.
По крайней мере, относительно жизни других людей. Во всем, что касается денег, ему нет равных. Но вот чудо: свою жизнь он прожил совсем не мудро. Гобсек и не заметил, как деньги, которые давали ему сначала свободу, а потом и власть над людьми, постепенно стали его целью, его кумиром, подчинили всю его жизнь накоплению, подменили собой всю жизнь. Он же понимал, что человеку нужно именно столько денег, чтобы о них не думать ежесекундно. Так вот таким количеством удовлетворяется Фанни Мальва, которая набирает взаймы у него деньги на полотно и нити, чтобы работать.
Но она набирает взаймы столько, сколько может отдать, в отличие от Анастази де Ресто, которая не знает цены деньгам, впрочем, как и всем другим ценностям. Писатель психологически точно изображает не только поступки героев, но и их мотивы. Бальзака справедливо считают знатоком человеческих душ, так как ему удалось передать тончайшие ноты души героев, заглянуть в самые потаенные уголки души своих современников, в конце концов, и всех людей. Читать его произведения очень интересно именно из-за того, что они жизненно правдивые и содержат мудрые наблюдения, ответы на многие вопросы, которые всегда будет ставить перед каждым жизнь.
Одним из самых важных моментов всего творчества выдающегося французского реалиста Оноре де Бальзака было стремление воссоздать целостную картину эпохи. Почти все его произведения, по замыслу писателя, были частями большой эпопеи “Человеческая комедия”, что должна была охватить все возможные явления тогдашней жизни. По плану этот эпический цикл должен был состоять из трех разделов: “Этюды об обычаях”, произведения в котором изображалась жизнь, быт и обычаи разных слоев французского общества, “Философские этюды”, что должен был обобщать художественные открытия Бальзака и его представление о закономерности жизнь, и, наконец, “Аналитические этюды”, в которых писатель старался сформулировать законы, которые руководят действительностью.
В первом разделе (”Этюды об обычаях”) Бальзак создал галерею наиболее типичных образов его современников, что имели разный социальный статус и разные профессии. Повесть “Гобсек” входит в его состав. Имя центрального персонажа этого произведения - ростовщика Гобсека - стало нарицательным. Тем не менее, именно в его образе А. Бальзак не только описал типичного ростовщика, а ярко воспроизвел особый психологический тип человека, что живет лишь одним чувством - корыстолюбием в чистом виде. Деньги - вот единственная цель, единственная любовь и призвание Гобсека.В художественной литературе немало образов корыстолюбцев
Вот жизненная философия Гобсека: “Что может удовлетворить наше” я “, наше тщеславие? Золото! Потоки золота. Чтобы удовлетворить наши прихоти нужно время, нужны материальные возможности и усилие, в золоте все это есть, и оно на самом деле дает все”. При этом Гобсек не старается воспользоваться упомянутыми им возможностями золота, ему достаточно его иметь. Не ради чего-то другого. Для Гобсека не существует никакого удовлетворения, кроме осознания наличия своего богатства.
Были ли у него другие черты? Через яркость главной характеристики, его жизненной сверхзадачи, их почти незаметно. “Это был человек-автомат, которого каждый день заводили”, - пишет о нем Бальзак. Даже человеку, которому он будто сочувствуют, Гобсек дает взаймы деньги лишь на немного смягченных условиях, чем другим, да еще и подводит своего рода “идеологическое основание” этому поступку, дескать, так будет полезнее для его характера. Вообще, к ростовщикам люди обращаются лишь в сложнейшие моменты жизни, в отчаянии, когда нет другого источника, чтобы получить деньги. Например, когда приближается банкротство, и банки отказывают в кредите. В самом ростовщичестве как явлении, первоначально заложено что-то жестокое, и Гобсек превосходит в этом даже своих “коллег”: наблюдение за людьми, которые попали в тупик, для него становится развлечением. О сочувствии вообще не речь идет.
Гобсек при всей ограниченности в целях, как не удивительно, не примитивный. Он способен делать выводы относительно природы общества, анализировать его разрушительные силы. Знает он и психологию людей. Чтобы сделать вывод о всевластии золота и создать собственную философию относительно этого, тоже надо уметь мыслить. Итак, он умный человек, но его страсть оказывается сильнее ума. Власть золота, в которое он так верил, делает своей жертвой самого Гобсека, он сам себе создает ловушку.
Что может быть абсурднее смерти от голода посреди огромного богатства? Гобсека убивает собственная же идея о всевластии золота и его безмерной ценности. Он настолько боялся потерять свое достояние, что незаметно для себя уничтожил их в физическом смысле: дорогие ткани, посуда, картины - все испортилось, все оказалось утраченным для мира. Если учесть наличие авторского замысла, этот умышленный внешний абсурд - естественное завершение подобного отношения к жизни.
“Есть ли в этом человеке Бог?” - риторически спрашивает другой герой произведения, Дервиль. Да, есть: это Мамона, иначе говоря, деньги. Служению этому идеалу подарил жизнь Гобсека. Сурово и безжалостно осуждает Бальзак жажду накопления и собственно процесс обогащения человека. Ни Гобсеку, ни другим не приносит золото счастья. И пусть образ Гобсека - единичный случай, он свидетельствует о том, к чему приводит путь корыстолюбия, а художественное мастерство писателя делает это предостережение еще убедительнее.